Маслособорование над больным без сознания. Соборование: как, где, когда и для чего

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников – собор.

Зачем надо собороваться?

По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказа об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здоровьем отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог получить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и не исповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией отпускаются болящему через Таинство Елеосвящение.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т. п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14), - принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещенный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существуют неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только отпущение грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли собороваться младенцам?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться – крестообразно наносить на больные места, можно добавлять в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) - это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников - собор.

Зачем надо собороваться?
- По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог по¬лучить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т.п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14),- принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение - это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться - крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Добрый день!
Наткнулся тут на уже несколько устаревшую новость - "Сына Золотухина могут отлучить от церкви из-за отца"

Краткая цитата:
"Отец Дионисий (Денис), родной сын Валерия Золотухина, совершил то, за что его могут отлучить от церкви. Дело в том, что он сам причастил и провел обряд елеосвящения собственного отца. В одиночку и от имени церкви отпустил грехи умирающему актеру, о которых тот позабыл. А ведь этот обряд запрещено совершать, если человек находится без сознания."

Пошарил в Инете - на многих церковных ресурсах существует упоминание о таком положении - насчет непроведения Таинства над больным без сознания.
Правда, ссылок на Каноны на этот счет там не приведено.
Может, кто-то натыкался именно на положения официальных церковных документов на этот счет, древних и современных?

Хотя скажу сразу - меня лично эта норма вводит в очень глубокое недоумение.
Я понимаю, что нельзя человеку, находящемуся в коме отпустить грахи на Исповеди - он не может в них покаяться.
Нельзя его причастить - поскольку нет его выраженного свободного согласия на Причащение именно в этот момент.
Хотя, опять же, этот пункт далеко не бесспорен.

Но ведь при Маслособоровании по определению врачуются грехи, о которых человек не может вспомнить - да и само Таинство проводится во исцеление души и тела.
Получается, Церковь в отношении к больным в коме выступает менее милосердной, чем официальная медицина?
Последняя тут же берется спасать пациента после черепно-мозговой травмы, инсульта, отравления, других тяжелых патологий - не спрашивая у него формального согласия, полагая его бай дефолт.
А Церковь почему-то считает, что человек, крещенный в христианской вере, ранее бывший более-менее сносным прихожанином православного храма, после потери сознания бай дефолт становится отступником? ;)

И как быть тогда с церковной позицией об эвтаназии?
Получается, что человек без сознания для Церкви уже не человек в собственном смысле слова - в Таинствах (спасительных, по крайней мере) он участвовать не может.
Слава Богу, хоть отпевать не запретили на основании того, что мертвец не может подтвердить свое согласие на православное погребение;)
Стало быть, бороться за жизнь больного без сознания, да еще с помощью медицинской науки (по сути, той же магии) - бессмысленно с церковной точки зрения?
Надо просто положиться на Волю Божью - а если Господь не сотворит чудо, отключить аппаратуру жизнеобеспечения и прекратить заливать в вены больному литры лекарств в реанимации и побыстрее звать батюшку для отпевания?

Интересно, а как такая практика соотносится с фундаментальной первоосновой Таинтва Елеосвящения - притчей о добром самарянине?
Следует ли понимать ее в свете цитированной выше практики проведения Таинства так, что данный "самарянин", окажись избитый разбойниками человек без сознания, не стал бы изливать на его раны елей и вино? ;)
В лучшем случае, подождал бы чуток, и, если бы жертва не пришла в сознание, ушел бы вслед за ветхозаветными священиком и левитом? ;)

Каким бы прискорбным ни было это событие, я склонен на своем опыте воспринимать некоей остановкой, передышкой от рабочих и домашних обязанностей, временем подумать над всей жизнью, переоценить приоритеты, переосмыслить себя самого. Человек, оказавшийся на больничной койке, не только физически слаб, но чувствует себя слабым и духовно. Часто, не имея достаточного духовного опыта, он бывает не в состоянии проанализировать причины, приведшие его к заболеванию, иногда обвиняя Самого Бога.

– За что мне цирроз печени?! – восклицает человек, употреблявший алкоголь не всегда в дозах, рекомендованных святителем Иоанном Златоустом. – Почему Господь так меня наказал?

– А откуда у меня гастрит, нервное истощение и сахарный диабет? – спрашивает другой у священника, которого в данный момент рассматривает как адвоката Божия.

И тут при беседе выясняется, что не Христос первого уговаривал злоупотреблять вином; и не Он настаивал на нарушении режима питания вторым и его несмирении перед начальством. Отсутствует в Нагорной проповеди и заповедь об отстаивании личных амбиций перед ближними.

Всякий знает, что нарушение гигиены, пренебрежение профилактикой болезней, да и вообще нездоровый образ жизни как минимум не приносит ничего хорошего. Кого, скажите, мне обвинить в том, что я, не имея привычки смотреть под ноги, наступил на банановую кожуру, упал и сильно ушибся? Неужели Господа Иисуса?

Вот когда больному нужна особая благодатная помощь, ведь именно она может привести человека к вере и примирить его с Богом. И дело священника и его помощниц – сестер милосердия – оказать именно такую помощь.

В духовной поддержке нуждаются не только больные и их родственники, но и врачи и весь медперсонал больниц, ведь они принимают на себя ответственность за физическое оздоровление больных. Но невозможно помочь излечиться человеку физически без духовного оздоровления. Важнейшую задачу священнику и сестрам милосердия в работе с врачами нужно видеть в том, чтобы изменить сознание медиков, по-другому расставить их приоритеты.

Многие из врачей и медработников разного уровня проявляют себя как настоящие христиане, регулярно посещая храмы, принимая церковные Таинства, соблюдая посты, стараясь не нарушать Божиих заповедей, в молитвах прося у Бога прощения за себя, своих близких и друзей. Многие из них, исполняя свой лекарский долг, еще и молятся за каждого пациента, услышав однажды проповедь об этом. Вы, батюшка, еще не успели сказать такую проповедь? Спешите, ведь нивы уже побелели!

Необходимо учитывать, чтобы совершение Таинств по своему времени не совпадало с больничными обходами

Переходя к практическим рекомендациям (уж простите), я бы хотел заметить, что в больничном служении сестре милосердия необходимо учитывать, чтобы совершение Таинств по своему времени не совпадало с больничными обходами. Представьте: врачу пришло время лично побеседовать с больным, совершить какие-то медицинские манипуляции или обследование, а тут в палате священник с сестрой милосердия. В таких случаях могут возникать и конфликты, а этого следует всячески избегать ради пользы всего служения Церкви в больнице. Сестре и священнику также необходимо знать и особенности болезней. Научно-популярной литературы на эту тему полно.

Проведению теоретических и практических занятий для сестер милосердия надо бы уделить особо пристальное внимание, так как без хорошо подготовленных кадров, полно владеющих навыками катехизаторской работы, имеющих необходимый уровень духовных знаний и знаний в области православной психологии, невозможно больничное служение. Ведь если ты станешь сеять пшеницу вместе с чертополохом, доброго урожая к жатве не жди. Поэтому каждой сестре желательно хорошо знать Закон Божий, Священную историю, церковную историю, катехизис, догматику и литургику.

У сестер милосердия рабочий день должен быть полный. Забежать в больницу на пару часов – не лучшая идея

У сестер милосердия рабочий день, желательно, должен быть полный. Забежать в больницу на пару часов – не лучшая идея, поверьте. Ведь главная задача сестры милосердия – это подготовка к Крещению, Исповеди, Причастию, беседы с родственниками, больными, врачами. Всё это отнимает много времени. Разве торопились апостолы за пять минут рассказать Закон Христов? Да конечно же, нет!

Весьма полезно проводить благотворительные акции с концертами по разным отделениям больницы. В детских отделениях можно осуществлять раздачу подарков на специально пожертвованные для этого средства, устраивать встречи с детьми-сиротами. Попробуйте в храме дать объявление, что вы собираете подарки больным детям, чтобы скрасить их пребывание вдали от родителей и друзей. Откликнутся многие!

Где же брать столько сотрудников? – спросит меня любой священник. Этот пробел в некоторой степени я бы посоветовал восполнять волонтерами, хотя они будут ходить нерегулярно и, как правило, имеют недостаточный уровень профессионализма. У них нет еще практики, и они работают с наставником, которому приходится постоянно контролировать волонтера, учить, а порой и отвечать за его неверные действия и слова. Чаще всего волонтеры помогают больным читать молитвенное правило к Причастию. Однако волонтеры нередко не выдерживают работы в больнице, видя страдания умирающих. Их начинает пугать одна мысль идти в палаты, а также ложный стыд и страх. Поэтому зачастую большинство добровольцев начинает искать себя на ином поприще. Не все из них готовы остаться в больнице. Но и из этого немногочисленного состава затем придется многих отсеивать…

Сестра-катехизатор должна быть не только человеком глубокой веры, регулярно исповедоваться и причащаться, но и быть разумной, рассудительной, психически здоровой (прошу обратить на это особенное внимание), уравновешенной, культурной, этичной, внимательной, доброй, знающей основы того учения, в котором была наставлена. Она должна говорить и учить о вере правильно. Вспомните притчу о плевелах.

Еще один путь пополнения кадров – сами пациенты больницы. Некоторые бывшие больные так прикрепляются к тому или иному больничному священнику или сестре милосердия, что со временем, когда утвердятся в вере, приходят трудиться на это поприще. Главное – не оттолкнуть каждого такого человека. Один умный священник однажды сказал, что самое главное в больнице – не помешать приходу больного к Христу.

Еще одна проблема душепопечения – это требование к священству. Не всякий сможет идти в больницу. Аще какой поп брезглив, или имеет боязнь крови (ну а вдруг?), или нрав впечатлительный, то да не перешагнет он порога больничного со Святыми Таинствами вовек!

А если серьезно, то пациент больницы, желающий креститься, исповедаться, причаститься или пособороваться, может оказаться плохо пахнущим (тут вам и гной, и нестираная одежда, и кровь, пот, опрелости и т.п.). Он может быть похожим на мумию, весь в бинтах и ожогах, источающих сукровицу. Он может лежать с эмалированной уткой, у него может быть калоприемник или мочеприемник. Он может оказаться полностью раздетым, едва прикрытым простыней, если это реанимация. У него может недоставать черепной пластины, рук, ног, а из разреза в животе может вываливаться петля кишечника. В конце концов, у него, как правило, повышенная раздражительность из-за болезни и стресса. И тут главное – не ответить человеку в таком же тоне.

Я знал одного священника, который в ожоговое отделение без надушенной маски даже войти не мог. Ему было очень трудно совершать духовное окормление больниц. Как можно скорее он добился перевода на обычный приход.

Само собой разумеется, что больничный священник должен быть чистоплотен. Его одежды, лицо, руки, да и все тело всегда должны быть безукоризненно чистыми. Если ты выглядишь как автомеханик после напряженного трудового дня, не жалуйся, что тебя не желает допускать до постели больного «вредный» доктор. Помни: врач наверняка знает микробиологию, даже если и пропустил пару лекций ради кружки пива в соседнем баре.

Служение священника в больничном храме отличается от служения обычного приходского батюшки. В таком храме всё ориентировано на больных и пациентов больниц, в них практически не бывает постоянных прихожан. Люди попадают сюда лишь на короткий промежуток времени, а потом уходят. Подавляющее большинство обратившихся к Церкви за духовной помощью никогда раньше не исповедовались и не имеют никаких представлений о духовной жизни. Всех их придется учить с нуля. Всё в храме совершается для них: их встречает сестра-катехизатор, ради них служится Литургия, ради них совершается необычайно долгая исповедь. Забудьте навсегда соборную практику исповедовать 200 человек за полтора часа!

Именно в этой конкретной больнице всё зависит от того, как поведет себя сам пастырь и сестры милосердия

И, наконец, последняя проблема связана с разным пониманием у медика и священника того, что делает Церковь в и каково ее место там. Да, право пациента на «допуск к нему священнослужителя» прописано сегодня в Основах законодательства Российской Федерации. На основании этого закона даже составляются различные соглашения о сотрудничестве. Однако следует помнить: именно в этой конкретной больнице всё зависит от того, как поведет себя сам пастырь и сестры милосердия. Добрые отношения с медиками всегда будут на пользу Церкви. Качественная пастырская работа среди врачей и медсестер обязательно приведет к тому, что медики не будут смотреть на церковное служение в больнице только как на допущение или снисхождение. Помните это, батюшка, и никогда не торопитесь попасть домой пораньше, ведь вам нужно не только бросить семя, как Павел, но и не забыть привязать ростки к палочкам, как Аполлос.

Вернемся к больному, который тяжело переживает свое немощное положение. У врача не всегда есть время уделить достаточно внимания своим пациентам, выяснить их внутренние страдания. А, возможно, именно они являются причиной многих заболеваний. Сестра милосердия должна быть готова выслушать больного, разобраться в его семейных и жизненных проблемах, ответить на животрепещущие вопросы, да и просто помолиться вместе с больным. Смотришь – а больной уже обретает радость жизни, понимает смысл страданий, у него появляется желание жить. Неизлечимо больной узнаёт, что жизнь не ограничивается смертью, чувствует, что он не всеми забыт, ощущает заботу и внимание, а это для него – самое главное. Родственники больных в такой момент тоже нуждаются в поддержке Церкви. Никак нельзя забыть и о них. Пусть сестра милосердия посоветует им исповедоваться, если они давно не делали этого.

Любые болезни нуждаются во врачевании. Церковь всегда рассматривается людьми как врачебница для души, а труд священника, отпускающего грехи, сравнивается с трудом врача, с той лишь разницей, что священник врачует душу больного, а врач – его тело. И наш с вами долг, дорогие мои читатели, в том, чтобы не подвести ни людей, ни Христа, Который ждет от нас, чтобы мы сохранили для Него всякого, кого Он призвал унаследовать Царство истины.

Что такое соборование? Кому и зачем нужно собороваться? Почему в храме соборование совершается только во время постов?

Православный катехизис дает этому Таинству следующее определение: «Соборование (Елеосвящение) есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Вопреки распространенному ложному мнению, это Таинство не носит характера исключительно напутствия умирающим и не служит всего лишь неким «полезным дополнением» к медицине. Соборование - это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (см.: Рим. 14 , 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь - телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь. Немощью в данном случае может быть как тяжкая, ведущая к смерти болезнь, так и просто заболевание, угнетающее тело и душу, но не сопряженное с угрозой близкой смерти. Может немощью быть и тяжелое душевное состояние - уныние, отчаяние, то, что часто именуют депрессией.

Собороваться можно в любое время церковного года - как в храме, так и на дому, если больной прикован к постели. Традиция собороваться Великим и Рождественским постами вполне объяснима с точки зрения духовной: пост - время по преимуществу покаянное, и такой же характер носит данное Таинство.

Нужно ли готовиться к соборованию? Можно ли собороваться тем, кто не ходит в храм постоянно, не исповедуется, не причащается?

Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Более того - приходилось видеть, как человек, по чьему-то совету пришедший в храм постом на соборование, затем становился прихожанином этого (или другого) храма: по совершении Таинства в жизни его происходил переворот, она вся разворачивалась к Богу... Однако в идеале это Таинство требует подготовки. Прежде всего - осознанной, глубокой, серьезной исповеди, которая соборованию должна предшествовать. А уже после исповеди и соборования человек приступает к Таинству Причащения. В практике Древней Церкви соборование воспринималось не только как Таинство исцеления, но и как Таинство, во многом покаянное - чтобы понять, почему это так, достаточно внимательно прочитать его последование. В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.

Я соборуюсь ежегодно. Однако мои болезни никуда не делись, а некоторые даже усугубились. Почему так происходит, ведь соборование по своей сути - это Таинство исцеления?

Да, Таинство исцеления. Однако мы часто забываем, что подлинная наша цель - не здоровье само по себе, а спасение души, для которого порой полезно и поболеть. Поэтому соборование - не универсальное «лекарство», которое действует «автоматически». Соборуясь, мы предаем себя воле Божией - в надежде на его милость. Если даровал нам Господь исцеление - важно, чтобы мы были подлинно благодарны Ему, жили так, как это Ему угодно. А если попустил еще пострадать - важно, чтобы изменилось наше отношение к болезни, чтобы мы перестали воспринимать болезнь как стихийную, неизвестно откуда обрушившуюся на нас беду и увидели бы в ней средство, поданное нам Господом для уврачевания наших душевных недугов, епитимию за наши грехи.

Нужно ли соборовать детей, тем более младенцев, которые еще не исповедуются, не имеют «забытых грехов» и, в принципе, здоровы? Слышала о случаях, когда дети, наоборот, заболевали после того, как над ними было совершено Таинство соборования.

Детей в возрасте до семи лет соборовать, безусловно, не надо. Однако о случаях, когда маленькие дети после совершения над ними Таинства соборования заболевали бы, мне неизвестно.

Несколько лет назад умирала наша бабушка. Она не была воцерковленным человеком и не выражала желания собороваться, но, когда она уже была без сознания, мы пригласили священника, и он соборовал ее. Недавно ситуация повторилась с другой нашей родственницей. Но священник (из другого храма) отказался ее, уже бессознательную, соборовать, узнав, что она не ходила в церковь. Кто из этих батюшек прав?

Отношение к возможности соборования людей, находящихся без сознания, у различных пастырей мы можем видеть различное, это вопрос до известной степени дискуссионный. В «Настольной книге священнослужителя» мы читаем, что совершение этого Таинства над людьми в бессознательном состоянии невозможно. Но есть, например, практика Болгарской Церкви, допускающая соборование даже заочное. То же самое мы находим и в практике Греческой Церкви. В жизнеописании известного афонского старца иеросхимонаха Ефрема Катунакского рассказывается о том, как он именно заочно несколько раз соборовал одного из старцев своей келлии, удалившегося для операции со Святой Горы в Салоники. Лично мне близка позиция пастырей, которые допускают соборование людей, впавших в бессознательное состояние, но прежде того живших сознательной церковной жизнью, а тем паче - выражавших свое желание, чтобы над ними было совершено Таинство елеосвящения. И не допускают это в отношении тех, кто церковной жизни был чужд, поскольку в данном случае действительно имело бы место некое насилие над волей человека.

Я проходил соборование от своей болезни еще до Великого поста. Можно ли повторить соборование? Если да, то через какой срок это можно сделать? Во время соборования я забыл записать свое имя. Важно ли это?

Препятствий к тому, чтобы повторить соборование, нет. Однако нет нужды приступать к этому Таинству и слишком часто, раз за разом. Имя свое, конечно же, обязательно нужно записать, чтобы священник мог помянуть его, произнося соответствующие молитвословия.

Я читал недавно книгу убитого священника Даниила Сысоева («Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли...») - очень рекомендую ее всем! Отец Даниил говорит о соборовании то, что мне, как и вам, не поднимет настроения. Ссылаясь на святых отцов, он утверждает, что соборование разрешает только от болезней разного рода (духовных, душевных, телесных), но не от забытых грехов. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает...

В Церкви вообще ничего не совершается «автоматически», в неком одностороннем порядке. Все требует участия самого человека, его труда, сознательного очищения сердца. Что касается забытых грехов... Это вообще сложный вопрос. Мы грешим не только ежедневно, но и ежечасно, порой - ежесекундно. Можем ли мы упомнить решительно все свои грехи - и делом, и словом, и помышлением содеянные? Разумеется, нет. Мы должны жить внимательно, испытывать свою совесть, просить у Бога зрения своих грехов, каяться в них с сокрушением сердечным, ничего не утаивая и не скрывая. А самое главное - приносить плоды, достойные покаяния, уклоняясь от зла и творя благо (см.: Пс. 33 , 15). В этом суть покаяния, в этом залог нашего прощения и оправдания на Страшном суде. Но не в том, чтобы с математической точностью высчитывать и определять, сколько раз и как мы согрешили, не упустив при этом ни дела, ни слова, ни мысли греховных.

Грех уродует человека, удаляет от Бога, вырастает в стену между нами и Господом. И мы не можем сами эту стену зачастую преодолеть. А в Таинстве соборования мы как раз и просим, чтобы преклонился Господь к нашей немощи, исцелил изъязвленную страстями душу, уврачевал ее раны Своей благодатью, восполнил то, на что недостает сил, разума, решимости нам самим. Никто никогда не скажет Вам: «Вы соборовались (покаялись, причастились) и потому точно спасены». Спасение наше всегда будет совершаться, по слову преподобного Петра Дамаскина, между страхом и надеждой.

По мнению моего духовника, соборование для молодых незамужних девушек не рекомендуется, если ты в будущем собираешься выходить замуж, а если не собираешься, то можно.

Поверьте: абсолютно никакой связи между соборованием и семейным положением девушки или молодого человека нет и быть не может. Думаю, Вы просто не совсем правильно поняли своего духовника.

Мне посоветовали собороваться, потому что не все ладится у меня - и в личной жизни, и в материальном смысле, одним словом, не везет...

Нельзя относиться к Таинству так утилитарно. Чего мы ищем - в Церкви, в Таинствах ее? Или, точнее, чего должны искать? Царствия Божия и правды его (см.: Мф. 6 , 33). А все остальное, по-настоящему необходимое, приложился, как свидетельствует Евангелие, а вернее сказать - Сам Господь.

Игумен Нектарий (Морозов)
Газета «Православная вера» № 5 (457)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.