Сколько может длиться шаманская болезнь. Шаманская болезнь. Что такое «шаманская болезнь»

Существует понятие – «Шаманская болезнь «, когда духи предков (Онгоны ) , начинают доводить до «избранного» ими потомка, понимание существования параллельной Высшей силы и принятого ими решения, кому они намерены передать свои знания и силу врачевания, кого они определили стать их представителем на земле.

Мало кто испытывал и испытывает радость от такого известия, всячески сопротивляясь и пытаясь уйти от тяжелой ноши. В ответ Онгоны «ломают» его сознание, насылая болезни и неприятности, препятствуют любому начинанию непонимающему потомку. Потомки, как правило, отказываются до определенного момента принимать дар (посвящение), понимая, что, взяв на себя роль духовного проводника, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность перед Духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Видение Онгонов (божественных духов предков) и предсказание, затянувшаяся болезнь, диагноз которой не устанавливается врачами, раздражительность и необоснованная агрессия, проявление нечеловеческой силы и потеря памяти в момент такой агрессии вызывающие ужас и страх у близких и родных, одним словом не естественное поведение человека, все это признаки шаманской болезни, которая может обнаруживаться как у мужчин, так и у женщин, в разном возрасте.

Избранный духами предков шаман узнает о своем избрании либо непосредственно от своих Онгонов , либо по серьезной болезни, от которой он едва не умирает, но излечивается, получив посвящение. В других культурах человека, обладающего задатками шамана, выделяют в ранней молодости, обучают, а затем проводят через обряд посвящения.

Одной из самых распространенных форм избрания будущего шамана является встреча с духами предков, которые, являются ему наяву, во время болезни или при других обстоятельствах и сообщают о его «избрании», и склоняют его к посвящению.

Подтверждением «избранности» шамана может являться какой-либо отличительный знак на теле — тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении. Считается, что истинный шаман имеет тэнгэрийн тэмдэг , либо лишнюю кость и, что лишь люди, чьи души учились на том свете шаманской грамоте, достигнут высоких степеней и станут хорошими шаманами.

В традиционных обществах, где шаманизм является родовой традицией, «шаманская болезнь» может начаться в любом возрасте – и в 10, и в 45 лет, для нее нет возрастных ограничений. Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после обряда посвящения.

Ни один живущий человек не может стать шаманом при наличии только одного желания. Прохождение инициаций посвящения в шаманы, развитие экстрасенсорных и целительских способностей у любого человека по мимо божественной воли, неминуемо приводит к серьезной плате за вторжение в закрытую для человеческого сознания невидимую сферу!

"В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название "шаманская болезнь" и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя "шаманская болезнь" и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма). В тех же традициях, где будущий шаман или избирается еще в детском возрасте практикующим шаманом, или же шаманское служение становится результатом сознательного и добровольного выбора человека (как у эскимосов), "шаманская болезнь" неизвестна. Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией. Известны случаи, когда молодые люди из шаманских семей, воспитывавшиеся в условиях советского общества, в атеистических и материалистических убеждениях, тем не менее страдали от "шаманской болезни" и избавлялись от нее, только начав практиковать шаманскую психотехнику и, по существу, становясь шаманами.
(По мне так это родовой дух-подселенец, в роду с ним договор на сотрудничество, он одын и передают его по наследству, выбирают при этом кого посильней энергетически или младшего из детей шамана. Отработка по роду 7-ка и часто по периоду после 40 лет, когда эта 7-ка включается, т.к. предыдущий носитель подселенца должен помереть. 7-ка породу может быть у нескольких детей, она родовая, но проявится в полную силу только у одного из рода в одном поколении.)

В чем заключается "шаманская болезнь"? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) (вообще-то после 40 лет, но бывает. когда по периоду дубль или нижний канал включается) и являющиеся в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение), человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений.(т.е. преодолевают эти состояния сильные психологически и энергетически, что бы работать потом на этом поприще нужно быть сильным, слабую же психику скорее эта болезнь сгубит, часто умирают от шаманской болезни, вернее чаще) "Шаманская болезнь" обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов.(ученик проходит обучение у более старшего товарища. который развивает его психические способности и учит с этим жить)

Феномен "шаманской болезни" заставлял многих исследователей (Ольмаркс, Ниорадзе, В.Г.Богораз-Тан, Д.Ф.Аберль и др.) видеть корни шаманизма в психопатологии, а именно в так называемой арктической истерии. Это точка зрения была полностью развенчана М.Элиаде.*

* См.: Eliade M. Shamanism. P. 23-32.

Во-первых, арктическая истерия (весьма распространенная в северных широтах болезнь, связанная с недостатком света, холодом, дефицитом витаминов и т.д.) не может быть источником и причиной шаманизма хотя бы потому, что шаманизм (и "шаманская болезнь") распространен по всему миру, а отнюдь не только в арктических и субарктических регионах. Весьма развитые шаманские традиции существуют в тропиках (например, в Индонезии), где никаких причин для повальной психопатологии нет.

Во-вторых, переживания невротика и истерика сами по себе лишены религиозного содержания и религиозной ценности и могут сопоставляться с религиозными трансперсональными состояниями лишь по каким-то чисто внешним параметрам. Более того, сами нативные носители шаманской традиции прекрасно отличают шаманскую харизму от психопатологии: например, среди суданских племен весьма распространена эпилепсия, однако эпилептики никогда не становятся шаманами.
(эпилепсия возникает от той же причины, что и шаманская болезнь, подселение духа. Но при эпилепсии при переключении или завладении управлением телом духом душа хозяина сопротивляется, отсюда и мгновенная отключка скафандера и переключение на другую душу. Я наблюдала приступы на своём друге с 7\7 по роду. Пока он не стал использовать своего подселенца, он от этих приступов не избавился.)

В-третьих, шаман отнюдь не просто больной человек, а исцелившийся больной, полностью контролирующий свое состояние и управляющий им. Отличие шаманского транса от патологических состояний заключается и в том, что это управляемые состояния, достигаемые посредством особой, разработанной в данной традиции психотехнической процедуры.(согласна на 100 процентов, человек договорившийся со своим духом и даже сотрудничающий с ним, всю работу делает дух обычно и он же даёт информацию, опять же нужна сильная психика)

В-четвертых, шаманы представляют собой интеллектуальную элиту своих народов. Их интеллектуальный уровень и волевые качества в целом значительно выше, чем у их среднего соплеменника. Именно шаманы выступали, как правило, хранителями национальной культуры и традиций, фольклора и эпоса. Поэтому авторитет шамана чрезвычайно высок в своей среде, последнее доказывается и тем, что в ранний период коллективизации в СССР шаманов очень часто избирали председателями колхозов. (выживают сильные энергетически и психически, а значит и интеллектуально. Если "род ослаб", начали грешить в роду, потомство мельчать, то шаманский род просто вымрет.)

Здесь следует добавить, что шаманская деятельность представляла собой именно служение. "Это тяжелая работа" – как выразился в беседе с этнологами один сибирский шаман. Причем это бескорыстное служение. Средства на жизнь шаман обычно добывал другим трудом, не имевшим никакого отношения к религии (охотой, рыболовством и т.п.).

Таким образом, психопатологическая концепция шаманизма безусловно может считаться совершенно не соответствующей действительности. Пока же мы просим читателя обратить особое внимание на следующее: шаман проходит через болезнь и исцеляется сам, более того, пройдя через болезнь, он выходит из нее обновленным и с более высокими интеллектуально-психологическими характеристиками, чем до нее. Методом исцеления и самораскрытия личности и индивидуальных способностей шамана является посвящение (инициация).

Что происходит с человеком, когда он слышит зов магии. Это явление называется «шаманской болезнью», хотя термин давнр имеет отношение не именно к практике шаманизма. Пошел термин, как легко догадаться, от шаманов. Выглядело это примерно следующим образом: человек заболевал, и никто не мог его вылечить. Фактически происходило медленное угасание. И человек умирал, если не начинал заниматься магией.

Но магия – это не тот случай, когда можно просто взять и начать практиковать исключительно для решения каких-то своих проблем, рассчитывая потом забросить это дело. С таким хитрым планом магия человека просто не примет.

Начало шаманской болезни

Сейчас все выглядит куда сложнее. Начинаться все может довольно безобидно: сначала магия ненавязчиво пытается войти в жизнь на разных уровнях. Человек начинает слышать о ней от знакомых, по радио, натыкаться на информацию в книгах, фильмах, встречать различных людей, которые могут натолкнуть его на мысли о неизведанном.

Если все это бесполезно, и человек продолжает отмахиваться от магии, то ему начинают намекать настойчивее. Он может стать жертвой магического воздействия, к примеру, порчи или приворота. Это, вообще, чуть ли ее основной путь в магию в наше время, если перефразировать "если ты не щаймёшься магией, она займётся тобой". Если и магический негатив не приводит человека к практике, то шаманская болезнь проявляется уже более серьезно. Начинается полное обрушение во всех жизненных сферах: карьере, финансах, здоровье, личной жизни.

Шаманская болезнь - это не порча

Часто шаманскую болезнь путают с порчей, что немудрено: негатива у большинства людей довольно прилично, а так как сама шаманская болезнь никак энергетически не проявляется, очень легко принять ее за следствие негативного магического воздействия. Особенно проблематично ее отличить, если на человеке уже есть порча, но она является не причиной текущих проблем, а следствием шаманской болезни.

Но проходит несколько недель – и снова те же симптомы, хотя по энергетике – все чисто. Оказывается, что вот уже несколько лет вокруг человека сжимается кольцо магии, начиная с магической литературы, которая будто сама бросается в глаза в книжном магазине, и заканчивая постоянными знакомствами с различными просветленными, после общения с каждым из которых становится все хуже. Кто-то просто рассказывает о духовном, а кто-то еще и пытается использовать в своих целях: воздействует на разум или, к примеру, питается энергией.

Отказ от магии для человека, призванного заниматься магией опасен

Но при этом человек упорно отмахивается от магии, отказывается от какого-либо развития и считает, что все это ерунда. Мол, магия где-то там есть, кто-то умеет, кто-то может научиться, но это никак его не касается. И в этой ситуации перед человеком уже встает четкий выбор: или продолжать спускать свою жизнь в унитаз, отмахиваться от всех знаков и отказываться от принятия судьбоносного решения, или взяться за ум и начать обучение.

Конечно, лучше начинать обучение в школе магии, но не у всех есть возможность, потому читать соответствующую литературу, медитировать, развивать энергетику и крутить энергетические шарики – это для начала уже очень неплохо. Это уже можно считать началом магического пути, хоть и с некоторой натяжкой. И уже есть шанс, что жизнь перестанет катиться под откос.

Магия налаживает жизнь

Когда же человек начнет полноценно практиковать, постепенно его жизнь придет в норму и серьезно изменится. Надеюсь, вы правильно воспримете полученную информацию. Я никого не пугаю. Главное, не упустить тот момент, когда вернуться к нормальной жизни будет еще не поздно.

Некоторые пришел к магии через весьма и весьма тяжелые шаманские болезни. К счастью, осознание необходимости менять жизнь и идти к магии меняет дело. С приходом магии болезнь отступает, жизнь входит постепенно в нормальное русло. Но, разумеется, жизнь не ставится прежней. Магия меняет все: от привычек и отношений с близкими до мироощущения и главных жизненных ценностей.

Ещё одна немаловажная и характерная черта для шаманизма - так называемая "шаманская болезнь", припадки, сны и галлюцинации, которые сразу же решают вопрос будущей работы шамана.

Так у индейцев селишей молодой шаман, заболевший шаманской болезнью, удалялся от людей на целых четыре года, постился и подвергал свои физические и духовные силы другим испытаниям, вызывавшим у него видения, в которых он общался с духами. В это время шаман учится контролируемому экстазу. Три стадии транса у индейцев чиппева (оджибве) характеризуются Н.А. Алексеевым как "направленное усилие шамана прийти в соприкосновение с миром духов".

Этой болезнью заболевает обычный человек, перед тем, как стать шаманом. Ее симптомы, в общих чертах, заключаются в том, что человек переосмысливает своё существование и мироощущение. В это время человек часто ведет себя как умалишенный или лежит словно в коме несколько дней. Поступки и импульсы такого человека непонятны окружающим его людям. Традиция говорит, что чем дольше человек болеет этой болезнью, тем более сильный шаман из него получается.

Период шаманской болезни, а именно: посвящение духами и последующее "выздоровление" - обучение, - не являются выражением нервно-психического расстройства, как часто думают. Эти действия социально и культурно запрограммированы, они ожидаются обществом и предписаны его мировоззрением. Все шаманы входят в экстаз и общаются с духами. Состояние экстаза, или транса, вызывается и контролируется самим шаманом, он приводит себя в это состояние сознательно, используя самовнушение, напряжение воли, иногда применяя галлюциногены, например, некоторые виды грибов, дурман или мескалит. Все это свидетельствует против расхожего мнения о том, что шаманы - психически больные люди. Они не более больны, чем творческие личности в нашем обществе - поэты, музыканты, актеры.

Один из якутских шаманов рассказывал, что будущий шаман обычно "умирает", и в течение трех дней лежит в юрте без воды и питья. В прежние времена в таких случаях трижды проводили церемонию "расчленения".

По другим рассказам, у каждого шамана есть Мать-Хищная-Птица. Она похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Эта мифическая птица показывается только дважды: при духовном рождении шамана и при его смерти. Она забирает его душу, уносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело кандидата на мелкие кусочки и раздает их злым духам болезней и смерти. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела. Это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни. Этот обряд рассказывает о такой части магии как симпатическая, или магия подобия, съеденный какой-то болезнью, шаман становится с ней как бы един, что позволяет ему понять глубинную причину этой болезни и получить над ней власть. После съедения всего тела духи отходят. Мать-Птица складывает кости на место, и кандидат пробуждается, как от глубокого сна.

Иногда инициация шамана проходит так: злые духи уносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три года (для тех, кто станет низшим шаманом, - только на один год). Именно там шаман проходит посвящение. Духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону (чтобы кандидат мог собственными глазами видеть свое расчленение) и разрывают тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой (духи различных болезней). Только при таких условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь.

Согласно одной якутской легенде, шаманы рождаются на Севере. Там растет огромная ель, на ветвях которой находятся гнезда. Великие шаманы пребывают на самых высоких ветвях, средние - на средних, а самые малые - внизу. По мнению некоторых, Мать-Хищная-Птица с орлиной головой и железными перьями садится на Древо, сносит яйца и высиживает их. Для появления на свет великих шаманов требуется три года инкубации, средних - два, малых - один год. Когда душа выходит из яйца, Мать-Птица отдает её для обучения дьяволице-шаманке, у которой только один глаз, одно плечо и одна кость. Она укачивает душу будущего шамана в железной люльке и кормит ее застывшей кровью. Далее появляются три черных "дьявола", которые разрывают его тело на куски, вбивают ему в голову копье, а куски мяса разбрасывают в разные стороны в качестве жертвы. Три других "черта" отрывают ему челюсть: по кусочку для каждой болезни, которую ему предстоит излечить. Если в итоге кому-нибудь из "чертей" не хватает кусочка, то для его замены должен умереть кто-то из членов семьи шамана. Иногда случается, что умирает до девяти родственников.

По другой легенде, "черти" удерживают душу кандидата до тех пор, пока он не усвоит их знания. На протяжении этого времени кандидат болеет. Его душа превращена в птицу или в другое животное, или даже в человека.
На протяжении всей жизни шаманы хранят свою силу в каком-нибудь укромном месте.

… Сила шамана хранится в гнезде, укрытом в листве дерева, и когда шаманы сражаются друг с другом - в облике животных - стараются уничтожить гнездо своего противника…

Важно подметить, что во всех этих случаях главное это то, что шаман перерождается в мире духов, что и дает ему возможность постоянного доступа в их мир. Как правило, с началом шаманской практики шаманская болезнь заканчивается.

Вы никогда не задумывались, как становятся шаманами? Знакомые с общими концепциями шаманизма знают, что это такие же люди как и мы с вами. Они рождаются, стареют и умирают. У них есть семья, дети, внуки и кроме определенных способностей ничто не говорит об их магической природе.

Шаман по наследству или?..

Рано или поздно Шаман совершает свой последний путь в земной жизни и переходит в другое бытие, становясь Духом. Как правило, наследником шамана становится кто-то из родни, но это может быть и абсолютно посторонний человек, даже не подозревающий о предначертанном пути.

Потенциальный Шаман обладает основной способностью – сенсетивностью, то есть, чувствительностью. Учеными доказано, что такие люди – это не вымысел, а личности, у которых правое полушарие мозга развито больше, чем его левая логическая часть. Духи старого служителя не могут оставаться без посредника и ищут его среди жителей общины, которой служил их прежний хозяин/проводник.

Когда такой человек найден, Духи начинают вводить его в другие миры, и такое вхождение не всегда проходит гладко. Был даже введен термин – шаманская болезнь , который характеризует состояние человека близкое к умопомешательству, неадекватным состояниям и прочим отклонениям психического характера.

Настолько ли это болезнь?

В какой-то момент к Избранному приходят Духи и начинают вводить его в мир сновидений. Эти существа являются или его покровителями из верхнего мира, или Духами-помощниками из среднего и нижнего миров. Находясь в состоянии, когда реальность и тонкий мир воспринимаются одновременно, будущий неподготовленный Шаман не всегда может адекватно реагировать на окружающих и на происходящее с ним. Проблема усложняется тем, что сторонние наблюдатели не видят того, что осязает он, а шаман сам не понимает, что его не понимают

Такое состояние вошло в научную литературу, как «шаманская болезнь». С течением времени Шаман обучается и избавляется от данного «недуга». Тут есть два пути:

  1. Вместе с Духами он самостоятельно исследует все приобретенные свойства и методом проб и ошибок начинает ими управлять.
  2. Если состояние молодого Шамана не улучшается, и он самостоятельно не может справиться с ним, односельчане идут за помощью к опытному Шаману из другой общины, чтобы он научил непосвященного.

Помощь при шаманской болезни

Чтобы как можно быстрее научится различать миры (реальный и мир духов) Избранный учится камланию. Как только к нему приходят Духи, он начинает ритуальные действия. Более опытный Шаман помогает своему последователю сделать бубен (или отдает свой), трещотку либо хомуз. При приближении Духов Избранник начинает отбивать ритм на музыкальном инструменте и усиливает состояние транса. Это помогает разделить в сознании два мира и научиться управлять способностью входит в транс. Постепенно мозг приучается к вибрациям и ритмике бубна и для вхождения в состояние транса требуется все меньше времени.

Окончание камлания означает возвращение в реальность.

Что за чертой «шаманской болезни»?

Во время обучения, то есть протекания шаманской болезни, Шаману показывают тропинки, по которым он может ходить, вводят в разные миры и уголки этих миров. Он учится управлять и призывать Духов-помощников, общаться с покровителями из верхнего мира.

Практически для опытного шамана не существует невыполнимых задач. Он может избавить от болезней, вернуть душу человеку или его утраченную жизненную энергию, решить жизненные проблемы. Все это дается с разрешения и с помощью Духов разных уровней. Так у Духов-покровителей Шаман спрашивает к какому богу ему обратиться в конкретной ситуации, А уже отталкиваясь от ответа, посылает своих Духов-помощников в нужный мир или часть мира.

Главным во всем обучении является умение контролировать переходы из одного состояния в другое. Именно этот контроль отличает Избранника от не очень здорового человека. По большому счету, Шаман – это очень сильная и самодостаточная личность, которая умеет найти правильный выход из любой ситуации. Ученье дается не легко, но растворение в природе, умение ловить все вибрации окружающего мира помогают преодолеть любые барьеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.