Пропажа ан 2. «Это практически только кости. Официальная версия: человеческий фактор

Пропавший полгода назад в Свердловской области при загадочных обстоятельствах «Ан-2» уже сравнивают с бортом-призраком из американского сериала «Lost» («Пропавшие», в российском варианте - «Остаться в живых»).


Киношный борт авиакомпании Oceanic летел из Сиднея в Лос-Анджелес и потерпел крушение на острове в океане, где стали происходить таинственные события с изменением реальности. Уральский «кукурузник» поднялся в воздух 11 июня в 22 часа с крошечного аэродрома города Серова с опытным пилотом и 12 пассажирами на борту. «Аннушка» не запрашивала разрешения на полет и не оставила никаких сведений о направлении движения.

В поисках было задействовано кроме пешей группировки два десятка воздушных судов Росавиации, МЧС и даже космический спутник. Ответить на вопрос: «Где борт RA-40312? Что с людьми?» - не удается до сих пор.

Спецкор «МК» провела в Серове собственное расследование и выяснила: «дикие» прогулочные полеты за наличные на местном аэродроме практиковались регулярно; «Ан-2» мог улететь в зону, где изменяется магнитное поле, приборы показывают неверное направление, а электромагнитное излучение воздействует в том числе и на психику человека; почему среди местных жителей до сих пор преобладает, казалось бы, абсурдная версия: самолет сбили из секретной части, контролирующей небо над Северным Уралом; и есть ли шанс и ныне найти живыми пассажиров улетевшего в никуда «кукурузника».

«Отличник воздушного транспорта»

На въезде в аэропорт Серова весит красный щит с надписью: без сопровождающего выход на летное поле запрещен. Но шлагбаум открыт. Выходя из машины, выхватываю краем взгляда предупреждающий знак: «Стой! На территории служебные собаки». Едва успеваю плюхнуться обратно на сиденье, как у двери «жигуленка» вырастает рычащая псина размером с теленка.

В сопровождении овчарки медленно катим к облезлому двухэтажному зданию, которое является и диспетчерским пунктом, и гостиницей для залетных пилотов. Из спецтранспорта на аэродроме видавший виды трактор и ржавая приставка к газонокосилке. Взлетно-посадочная полоса с грунтовым покрытием стоит под снегом.

Пытаюсь встретиться с начальником посадочной полосы Валентиной Соболевой, чей муж - Юрий Соболев, работающий на аэродроме сторожем, улетел в тот июньский вечер на «Ан-2». Но Валентина Федоровна, предупрежденная о визите репортера, поспешила ретироваться с работы. Родственники пропавших пассажиров твердят: «Понимает, что каждое ее слово может быть использовано против нее же. Тогда может пойти по уголовному делу уже не как свидетель, а как соучастник преступления. Посадочная площадка была в ведении Соболевой. И она не могла не знать, что командированные летчики устраивают несанкционированные полеты с пассажирами на борту».

Из здания аэропорта тем временем выходит сторож Александр, кричит издалека: «Площадка выставлена на торги, если найдется инвестор с 7 миллионами, еще поработаем, если нет - нас закроют».

До недавнего времени местный аэропорт был подразделением 2-го Свердловского объединенного авиационного отряда и аэропорта «Уктус», который ныне находится в стадии банкротства. После пропажи «Ан-2» сюда нагрянула прокурорская проверка, было выявлено, что площадка не была должным образом промаркирована, заросла травой, на аэродроме отсутствовала служба безопасности, а вся ответственность за полет лежала исключительно на командире воздушного судна. В результате работа авиаплощадки была приостановлена.

В шкафу до сих пор висит Юрина спецовка, ботинки его поставили носками внутрь комнаты, примета такая - чтоб вернулся, - говорит сторож Александр. - Юра ведь был везунчиком, сам шутил, что «заговоренный». Шутка ли, 30 лет работал пилотом-наблюдателем, десантником-парашютистом в Авиалесоохране, прыгал в самые очаги лесных пожаров. Только семь лет как стал работать сторожем на аэродроме, но очень скучал по небу.

На аэродроме месяцами стояла звенящая тишина, а 16 мая в Серов из Оренбурга прибыл «Ан-2». Воздушное судно арендовала у ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» челябинская компания «Авиа-зов» для мониторинга лесных пожаров. Командировка экипажа должна была продлиться до 15 сентября.

Последний раз самолет поднимался на задание 31 мая. Потом пошли дожди, классы пожарной опасности снизили, «кукурузник» временно встал на прикол.

Передышку каждый член экипажа использовал по-своему. Второй пилот, Валерий Кузовенков, поехал в Оренбург, чтобы пригнать из дома свою легковую машину. Командир воздушного судна Хатип Кашапов втайне от арендатора устраивал, как выражаются сами летчики, «покатушки». Один из несанкционированных полетов «Ан-2» удалось заснять на мобильный телефон местным рыбакам 10 июня над Киселевским водохранилищем. Пилот, устраивая аттракцион, пикировал к самой кромке воды и снова взмывал в небо.

Позже удалось найти и пассажиров того рейса. Ими оказались две супружеские пары. Договорившись о полете, муж таким образом решил сделать жене подарок к годовщине свадьбы. На борт они взяли с собой и друзей. Хатип Кашапов обозначил таксу: «Мне надо 1,5 тысячи на бензин, а остальное - сколько дадите». Дали еще 1,5 тысячи.

«Ан-2» что грузовик, внутри салона все дрожало, из окон сквозило. Летчик держался за штурвал, постоянно дергал рычажки, щелкал тумблерами, - рассказывал один из пассажиров «покатушек», состоявшихся 10 июня. - Только теперь до нас стало доходить: наши жизни находились в руках одного пилота…»

Теперь вот говорят про базировавшийся у нас «Ан-2», что он «полувековой старичок», «летающее ведро с гайками», - говорит Александр. - А самолету было только 25 лет, все положенные капитальные ремонты он прошел, последний - в 2010 году. Свой ресурс он выработал бы только через три года. И за штурвалом был опытнейший пилот. Хатип Кашапов рулит «Ан-2» с 1982 года, имеет более 8000 часов налета, награжден знаками «Отличник воздушного транспорта» и «За безаварийный налет часов» II степени. 3 января он отметил 50-летний юбилей. Дома его ждали жена, трое детей. А летом на аэродром пришли такие же молодые люди, как два его сына и дочка, попросили покатать. Почему нет? Конечно, заработок не лишний. До командировки к нам на Урал из-за отсутствия заказов экипаж долго сидел в отпуске без содержания.

«Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс»

Изначально 11 июня Хатип Кашапов поднимать в небо «аннушку» не собирался. Со сторожем Юрием Соболевым они готовили ужин, топили баню и ждали из Оренбурга второго пилота. Следователи потом нашли на столе бутылку из-под пива, графин с остатками домашней наливки и два стакана.

В это время мимо аэродрома проезжали 26-летние двоюродные братья Иван Чикишев и Евгений Тренихин. Они делали ремонт у родственника, начальника ГИБДД Серова Дмитрия Ушакова, везли строительный мусор на свалку. Увидев на взлетке «кукурузник», попросили всемогущего Ушакова договориться о воздушном путешествии.

С этого момента события начали развиваться в ускоренном темпе. Начальник ГИБДД приехал на аэродром, переговорил с КВС Кашаповым. Посредником в переговорах выступил скорее всего сторож Соболев, который хорошо знал все местное начальство. Была названа фиксированная сумма «покатушек» - 6 тысяч рублей. В самолете на двух лавках, расположенных вдоль бортов, могли разместиться 12 человек. Чтобы плата с человека была минимальной, стали в экстренном порядке набирать народ.

Дмитрий Ушаков обзвонил чуть ли не половину своих сотрудников. Одни были на даче, к другим приехали гости. Бывший инспектор ГИБДД Сергей Фролов, например, опоздал подняться в небо. А ведь так хотел! За свои 38 лет он ни разу не летал на самолете. А действующий сотрудник - 24-летний Максим Маевский - успел. Еще и прихватил с собой сестру Оксану, с которой они были погодки, и ее жениха из Екатеринбурга Максима Глинских. Молодые люди подали заявление в загс, ждали в гости родителей жениха. Оксана, парикмахер по профессии, нарядилась в нарядное длинное шифоновое платье. В таком вот, почти бальном, одеянии и приехала на такси в аэропорт.

Попала на борт и случайная знакомая Максима Маевского - 20-летняя Людмила Гагарина. Девушка была родом из поселка Гари, из многодетной семьи.

Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс. Женя Тренихин, работающий машинистом-обходчиком на Серовской ГЭС, позвал в полет коллегу, 30-летнего Дениса Баранова, с которым вместе рыбачил и охотился. Тот взял машину и помчался в аэропорт.

Когда Ушаков дозвонился до 29-летнего Григория Шаада, ярого велотуриста и фотографа, тот лежал в постели с высокой температурой. Но возможность сделать снимки гор с высоты птичьего полета упустить не смог. Когда оделся, выскочил на улицу, машина с попутчиками уже заворачивала за угол, стал махать руками, свистеть, в результате успел заскочить в салон.

Антон и Юлия Сафоновы и вовсе пришли на аэродром, по свидетельству родственников, чтобы запустить воздушного змея. 31-летний Антон работал охранником на местном предприятии «Уфалейникель». Юлии исполнилось 33. «Это лучшая наша лаборантка, - говорят ее коллеги по поликлинике №1. - У ее родителей было три дочери. Младшая девочка в 14 лет погибла от удара током. Теперь и о Юлии нет полгода вестей. Ей ведь долго не везло в личной жизни. Наконец она встретила Антона. Счастлива была без меры… Они прожили вместе 1,5 года, недавно вернулись из свадебного путешествия из Санкт-Петербурга. Так мечтали о детях».

Родственники теперь недоумевают, как Юля, которая страшно боялась летать, могла сесть в старенький «кукурузник»? Впрочем, тут же сами и отвечают: «Она сильно любила мужа, доверяла ему во всем. Вот и шагнула за ним в самолет».

Одно место оказалось свободным, и в салон забрался 67- летний сторож Юрий Соболев. Заскочил в самолет в чем был - в майке и домашних тапочках.

В полет люди собирались в необъяснимой спешке. КВС Кашапов, например, не взял с собой пилотную сумку с картами и дополнительными средствами экстренной связи и радиомаяками. А в трех припаркованных у взлетки автомобилях пассажиров «Ан-2» остались включенными магнитолы, а на приборных досках - рабочие мобильные телефоны и документы.

Около 23.00 «кукурузник» ушел в свой последний полет. На Северном Урале в это время еще довольно светло. Летать планировали минут 20–30.

Вернувшийся из Оренбурга второй пилот Валерий Кузовенков увидел уже бегущий по взлетке «Ан-2». Самолет шел тяжело, один раз даже задел шасси кусты.

«Как малая авиация на Урале «оглохла»

На стенах обветшалого пункта связи Серовского аэродрома висят пожелтевшая инструкция по производству полетов, засиженная мухами схема ориентиров видимости и плакаты с самолетами.

Раньше диспетчерский пункт, обеспечивавший связь для судов малой авиации, пролетающих над севером Свердловской области, находился в аэропорту поселка Сосьва. 26 марта этого года весь штат диспетчеров был сокращен. Вскоре вслед за этим закрыли и диспетчерский пункт в екатеринбургском аэропорту «Уктус». После этого малая авиация на Урале «оглохла». Старший диспетчер Сосьвинского аэропорта Владимир Пахмутов, отработавший там 27 лет, признавался: «Авиация в нашей области сейчас летает так: утром звонят по телефону, что вылетают, а вечером звонят и сообщают, что прилетели. Случись что в пути - судно просто исчезнет в тайге, не имея возможности сообщить о беде».

Председатель местного туристического клуба Андрей Беляев предполагает, что «кукурузник» мог взять курс на Конжаковский Камень - одной из высочайших вершин Уральских гор, 1569 метров. Там сплошь хвойные леса, горная тундра и каменные россыпи. Этот район прилегает к поселку Кытлым. Пассажиры «аннушки» также могли податься к Денежкиному Камню, где находится заповедник из смешанной пихтово-кедрово-еловой тайги. Могли полететь и на хребет Кваркуш, где особенная энергетика, на склонах - огромные малинники, прозванные «медвежьим раем».

Дмитрий Ушаков, созывая знакомых в полет, говорил: «Полетим в Кытлым». По прямой это 77 километров. Один из свидетелей, капитан юстиции, уверял, что видел борт над поселком Верхняя Лобва, что в 30 километрах от Серова. Казалось бы, направление поисков определили - северо-запад. Но потом к этим данным добавились еще две сотни показаний свидетелей. Штаб стали атаковать экстрасенсы…

Ясновидящие из Воронежа, Узбекистана, Татарии звонили каждые два часа. Шли потоком факсы: «Мы, экстрасенсы Казахстана…» Отмечали на карте все «пророчества», в результате вокруг Серова образовалось «солнце» с множеством лучей, - говорит начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко. - Родственники просили проверить каждую точку, силы спасателей распылялись, их перебрасывали с места на место. В результате мы стали принимать заявления от родственников только в письменном виде. А то было: «Мне приснилось… Проверьте». Первые 2,5 месяца штаб заседал ежедневно. Плюс в Екатеринбурге работала группа опытных аналитиков. Отследить маршрут полета «Ан-2» могли бы специалисты радиотехнического полка ПВО, который стоял раньше на «горке» в Серове, но подразделение было расформировано.

Обследовать участки тайги, горные склоны, болота ежедневно выходила группировка из 1,5 тыс. человек: профессиональные спасатели, сотрудники ОМОНа, полицейские и пожарные.

Эхолотом мы проверили все глубокие озера и затопленные карьеры. На поверхности мы высматривали масляные пятна, части самолета и, уж простите, трупы. Нигде ничего, - говорит государственный инспектор Центра госинспекции маломерных судов МЧС РФ по Свердловской области Петр Иванов. - Реки почти на всем течении неглубокие, а высота «Ан-2» на колесах составляет 4,5 метра. Даже если бы, предположим, он нырнул носом - все равно хвост торчал бы.

Не дала результата и космическая съемка. «Мы обследовали 16 подозрительных объектов, нашли лишь груды металлолома и заброшенную трансформаторную будку», - говорит Юрий Герасименко.

Почему самолет так и не нашли?

Честно скажу: не знаю. В свое время мы искали упавший «Ан-2» в районе Каквинских Печей, потом выяснилось, что две группы прошли с самолетом совсем рядом - в 10 метрах - и не заметили застрявший вертикально в кедраче «кукурузник». Самолет был виден только с определенного ракурса.

Скорее всего самолет лежит где-то в лесу, - считает Петр Иванов. - В 1985 году во время студенческой практики мне пришлось искать «Ан-2» на Полярном Урале. Нам дали задание взять пробы на склоне сопки. Там среди лесных зарослей мы и нашли разбившийся «кукурузник». Он лежал на склоне, в буреломе, сверху его было не разглядеть. Выяснилось, что самолет вез смену на буровую - и вот по какой-то причине врезался в склон и разбился. Мы нашли его через 8 лет после пропажи. Обломки и один череп.

Когда искали пропавший 11 июня «Ан-2», спасатели на земле и летчики в небе попадали в зоны, где всем становилось не по себе. У летчиков и наблюдателей на борту разом начинала кружиться голова, непомерно тянуло в сон. Ребята-поисковики внизу чуть ли не теряли сознание. Проскакивали определенные участки, и голова у всех прояснялась. И именно в этих зонах, как признавались спасатели, не работал даже спутниковый телефон.

Из-за магнитных аномалий - близко к поверхности земли залегает железная руда - стрелка компаса отклоняется почти на 30 градусов, бесполезно было применять в поисках тепловизоры. К тому же в тайге было полно зверья. Специалисты говорят, что приборы бы срабатывали на каждого медведя, волка или росомаху.

«Зенитное вооружение не применялось»

В результате почти 6-месячных поисков не найдено ни сломанных веток, ни масляных пятен на озерах, ни кусков обшивки, ни оторванных консолей. «Ан-2» словно испарился. В Серове до сих пор задаются вопросом: не могли ли вояки «кукурузу» без связи принять за учебную цель? «Низколетящий объект двигался со скоростью около 200 км/ч, на запросы и требования в запретной зоне не отвечал, на реакцию у дежурных - 2–4 минуты, далее - залп».

«Нам запретили летать около Кытлыма, якобы мы светимся на радарах вояк», - подливают масло в огонь дельтапланеристы.

Военные вяло отмахивались: «У нас нет войск ПВО. Зона закрыта только на время запуска космических кораблей, когда в тайгу могут упасть обломки отработавших ступеней ракет и головного обтекателя».

Военная прокуратура Центрального военного округа вынуждена была провести проверку. Штаб ЦВО выступил с официальным заявлением: 11 июня 2012 года зенитное вооружение в радиусе 250 км от авиационной площадки Серова не применялось.

Председатель сельсовета Кытлыма Алексей Семенко уверял: «Воинская часть расположена недалеко от нашего поселка, где живет 400 человек. До Карпинска 60 километров. Если бы самолет сбили военные, обязательно кто-то заметил бы вспышку, загорелся бы лес, нашлись бы свидетели, ведь летом в тайге, на реках и озерах много рыбаков и охотников. Это люди не военные, расписку о неразглашении никому не давали...»

Против «военного следа» выступает и начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко: «В 80-х годах еще можно было скрыть факт того, что самолет сбит. Сейчас, когда любая информация продается, это сделать невозможно».

У Виктора Шаада, чей сын был одним из пассажиров пропавшего самолета, свое мнение: «Если бы военные были виноваты, они бы отписывались и отписывались, а они прислали всего одну бумагу».

Казалось бы, следствие исключило версию, что самолет был сбит. Но жители Серова в один голос говорят: «Не верим. Сбили и зачистили все следы».

Мы рассматривали версию, что по самолету мог стрелять кто-то из пьяных охотников, попал в мотор или в кабину летчика… Но даже в этом случае этот тип самолета не срывается в штопор, он планирует, - говорит Виктор Шаад. - Командир воздушного судна привык летать на низкой высоте, могло перед ним внезапно возникнуть какое-то препятствие, например высокое сухое дерево, пилот не успел сманеврировать и упал. Могли все пассажиры разом, например, заметя медведя, столпиться у одного окна, например в хвосте, где лучший обзор. Нарушилась центровка… Могла сказаться техническая неисправность или прибор отказать, здесь же кругом аномальные зоны. Но опять же все, с кем бы я ни говорил, уверяют, что абсолютно все на борту погибнуть не могли.

Даже при полных баках дальше 500 километров «Ан-2» улететь не может. Вначале ориентировались на 250 километров, предполагая, что пилот рассчитал бензин на путь туда и обратно. Потом стали думать, что летчика отвлекли, он проскочил «точку возврата», стал искать стойбище для посадки, нужная поляна все не появлялась и не появлялась… Но летчики говорили, что «Ан-2» может сесть и на неприспособленную площадку. Может планировать и сесть даже без работающего двигателя. Взлететь он уже вряд ли сможет - шасси потеряет. Но при этом люди будут спасены. Я думаю, что наш «Ан-2» залетел в зону пермской тайги, где практически нет населения. Ясно, что надо расширять границы поиска до 500 километров.

«Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре»

Но 13 ноября, когда в тайге установился снежный покров, поиски самолета «Ан-2» были прекращены. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

«Глазолупом» и «пешкочесом», как выражаются сами спасатели, было обследовано 3339 кв. км тайги и болот. Почти 300 тысяч «квадратов» просмотрено летчиками и наблюдателями с почти двух десятков воздушных судов. По предварительным подсчетам, на поиски потрачено почти 200 млн рублей.

Спасатели отчитались, что были обнаружены потерпевший крушение 6 лет назад «Ан-2», а также «Ми-8». Но местные жители недоумевают: «А что их было искать? Все знали, где на ветках деревьев около села Кондратьево лежит «кукурузник». В свое время в биплан загрузилось много народа, кто с ведрами ягод, кто с мешками шишек. Самолет, едва взлетев, тут же спланировал на верхушки деревьев. Лишь один пассажир, эвакуировавшись, сломал ногу, остальные благополучно спрыгнули в глубокий снег. Фюзеляж самолета, проткнутого елками, спускать не стали, сняли с него только мотор». Что касается «Ми-8», жители окрестных поселков прекрасно знали, на какой поляне ржавеет брошенная машина, все кому не лень с «вертушкой» фотографировались.

Между тем родственники пассажиров «Ан-2» верят, что их близкие могли выжить при крушении самолета и укрыться, например, где-нибудь в пещере. В тайге по осени было много грибов, ягод, хороший урожай кедровых орехов. Среди пассажиров есть опытные рыбаки и охотники. Напрасно им напоминать, что люди поднялись на борт самолета в летних платьях, шортах и сланцах. А в тайге - полчища мошки и гнуса, не говоря уже о диких зверях.

Они не хотят слышать, что на борту пропавшего «Ан-2» был аварийный радиомаяк, но он способен излучать, только когда его включишь вручную. Сигнал обнаружить так и не удалось. Это значит, что некому было развернуть антенну.

Одни об исчезновении «Ан-2» в Серове говорят: «Прям триллер какой-то…» Другие твердят: «Типично российская история».

В ходе разбирательств выяснилось, что каждый летчик малой авиации может выписать себе путевку, сам себя освидетельствовать и полететь. И Кашапов, который посадил на борт 12 человек, нарушил только одно: взял с собой в полет пассажиров.

Когда даже все автобусы в Европе оборудованы автоматическими аварийными маяками, у нас, оказывается, на «кукурузники» их устанавливать необязательно. И сторож может покинуть свой пост и в тапочках улететь в никуда.

«Трагедия с «Ан-2» - результат неконтролируемости и безнаказанности», - рассуждают жители Серова. Самые циничные и вовсе говорят: «А может, и естественный отбор». И предлагают вспомнить, кто попал на борт «кукурузника».

Инспектор ГИБДД Максим Маевский был, оказывается, на грани увольнения. В мае, будучи за рулем в пьяном виде, он улетел в кювет. Две его пассажирки - продавщицы магазина разливного пива - получили травмы. Одна девушка попала в больницу с сотрясением мозга, у второй диагностировали компрессионный перелом позвоночника. Маевский под покровительством шефа, начальника ГИБДД Дмитрия Ушакова, факт аварии скрыл. Отец Маевского тут же продал побывавшую в аварии машину. Хотя не имел права этого делать. «Скорую» не вызвали. Пострадавших в больницу отвез знакомый Дмитрия Ушакова. Позже недруги «настучали» в областной главк, с Маевским работали сотрудники Управления собственной безопасности, он вынужден был написать заявление по собственному желанию. Под Ушаковым, говорят, тоже «закачалось кресло».

После исчезновения самолета выяснилось, что на борту были и те, кто занимался не вполне легальным бизнесом. Например, к гражданской жене Григория Шаада, Ане, теперь приходят кредиторы и требуют деньги за выданный ее мужу «под честное слово» товар. А Аня с Гришей не были официально расписаны, женщина была уверена, что муж подрабатывает лишь ремонтом квартир.

В Серове ни для кого не секрет, что сторож аэродрома в Серове, Юрий Соболев, как и его жена, начальник посадочной площадки, Валентина, любили приложиться к «сорокаградусной», на местном сленге - так, что «только шуба заворачивалась».

А самая юная пассажирка злополучного рейса, 20-летняя Людмила Гагарина, как утверждают местные жители, не отказывалась брать деньги за интим. У ее матери после пропажи дочери отнялись ноги. Дочь кормила всю их многодетную семью.

Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре. Отношение к трагедии - показатель, насколько наше общество больно. Когда одни в болотном мареве среди мошки и оводов искали следы пропавших людей, другие в Интернете выкладывали «фальшивые» спутниковые карты с «упавшим» самолетом и от имени одного из сыновей пропавшего летчика Хатипа Кашапова собирали деньги на поиски самолета.

11 июня с аэродрома города исчез самолет Ан-2. Поиски пропавшего кукурузника велись несколько месяцев. Найти пропавший самолет удалось случайно и лишь год спустя.

По данным ГУ по Свердловской области, пропавший Ан-2 совершил несанкционированный вылет с аэродрома Серова 11 июня в 22:00 по местному времени. Сигнал о пропаже самолета поступил в полицию только 12 июня в 8:30.

На борту находились 12 гражданских человек и 1 пилот:

  • Кашапов Хатип Талгатович - 1962 г. р. рожд.(пилот, житель г. Орска Оренбургской обл.)
  • Маевский Максим Александрович (инспектор серовской ) – 17.02. 1988 г.р.
  • Маевская Оксана Александровна – 19.06. 1989 г.р.
  • Сафонов Антон Андрееевич (охранник компании «Уфалей-никель») – 04.08.1981 г.р.
  • Сафонова Юлия Васильевна – 22.10.1979 г.р.
  • Баранов Денис Александрович – 27.01.1982 г.р.
  • Ушаков Дмитрий Александрович (начальник серовского отдела ГИБДД) – 19.01.1978 г.р.
  • Соболев Юрий Сергеевич (сторож посадочной площадки) – 03.05.1945 г.р.
  • Тренихин Евгений Васильевич – 06.07.1986 г.р.
  • Чикишев Иван Викторович – 04.08.1986.г.р.
  • Глинских Максим Владимирович – 1989 г.р.
  • Гагарина Людмила Сергеевна – 1992 г.р. – п. Гари.
  • Шаад Григорий Викторович – 30.01.1983 г.р.

Все они оставили свои вещи и телефоны в автомобилях, припаркованных на посадочной площадке (по данными поискового штаба, автомобили принадлежат Денису Баранову, Максиму Маевскому и Антону Сафонову).

Версии исчезновения самолета

Народная версия: военная операция

11 августа, ровно через 2 месяца после пропажи самолета, родственники пассажиров Ан-2 выступили через серовскую газету «Глобус» с открытым письмом к общественности и руководству региона. Они заявили, что к пропаже Ан-2 могут быть причастны военные. Такое подозрение возникло у людей на основании того, что на все их запросы военные не дают никаких четких ответов.
Из обращения родственников пассажиров пропавшего Ан-2:

Мы не исключаем вероятности, что наши дети и близкие стали жертвами вмешательства военных, в результате которого самолетбыл сбит либо принужден к посадке, а пассажиры погибли либо удерживаются. Как бы ни была парадоксальна эта версия, у нас есть основания предполагать, что она имеет право существовать и рассматриваться. Мы так и не получили внятного, четкого ответа от руководства военных ведомств ПВО, военно-воздушных сил, из воинских частей, которые расположены в зоне возможного полетаАн-2, о том, наблюдался ли полет самолета силами ПВО, было ли какое-либо воздействие на него с помощью военной техники. Пока таких ответов нет – мы предполагаем, что такое воздействие, приведшее к негативным последствиям, имело место быть.

Стоит отметить, что эта версия появилась практически сразу после пропажи самолета. В конце июня DK.ru, в Серове распространилась видеозапись с полетом пропавшего Ан-2 над одним из озер. Очевидцы, сделавшие запись, утверждают, что самолет взял курс на Кытлым, где расположена секретная база ракетных войск стратегического назначения.

Товарищ одного из пассажиров самолета Сергей Фролов, не успевший присоединиться к поездке, рассказал, что самолет собирался лететь в Кытлым.

Это вызвало у местных жителей некоторые подозрения относительно роли военных в исчезновении гражданского самолета. Впрочем, ни тогда, ни сейчас эта версия не нашла своего подтверждения.
По мнению экспертов, версия о том, что военные могли сбить маленький «кукурузник» несостоятельна.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:

Воинская часть, которая располагается в поселке Кылтым – действительно очень важный объект. Но то, что военные действительно могли не засечь АН-2, вполне возможно. Дело в том, что "кукурузник" – это малозаметная цель. Хотя в целом на этот вопрос сложно ответить, потому что неизвестно, какие средства ПВО в тот момент работали в данном районе.

Военный обозреватель Владислав Шурыгин:

Такое предположение абсолютная глупость, потому что зенитно-ракетные части не имеют права без санкции вышестоящего штаба применять оружие. Что же касается системы ПВО в Серовском районе, то во-первых, совершенно не факт, что в тот день в момент взлета самолета она находилась на боевом дежурстве, и что локаторы работали и могла обнаружить этот самолет. Во-вторых, даже если воинская часть несет боевое дежурство, она не будет применять боевые действия, а будет отслеживать и оценивать ситуацию.

Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин

Крупный стратегический объект, который находится в центре России, имеет ракеты дальнего действия, и будет сбивать АН-2? Это несерьезно. Дело не в военных, я думаю, что в этом районе плохо ищут.

Генерал-майор, командующий вторым командованием ВВС и ПВО Виктор Севастьянов:

Дежурные силы ПВО, второго командования ВВС и ПВО, в границах ответственности которого пропал этот самолет, не применялись. То, что касается обнаружения этого самолета, радиолокационные средства, которые имеются в распоряжении командования, основа их покрывает практически всю Россию, но невелики возможности маловысотного поля, в том районе, где предположительно пропал самолет (а полет, я полагаю, выполнялся на предельно малых высотах, буквально над вершинами сосен), потому обнаружить мы его там не могли.

Официальная версия: человеческий фактор

С начала поисков следствие рассматривало четыре основные версии происшествия: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, угон воздушного судна и несоответствующие полету метеоусловия.
После проведения всех проверок и экспертиз круг поисков сузился до двух основных версий: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Как сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СКР, пропавший Ан-2 на момент вылета имел исправное техническое состояние. Вместе с тем, установлены нарушения в эксплуатации авиационной площадки города Серова, с которой вылетел Ан-2.
Сейчас продолжается проведение криминалистических экспертиз по исследованию горюче-смазочных материалов, которыми заправлялся Ан-2.
Поиски В поисках пропавшего Ан-2 в первые дни принимали участие политики. 19 июня территорию возможного вылета Ан-2 обследовал губернатор . Самолет ему найти не удалось. Следом за губернатором в Серов отправился премьер , который также проконтролировал ход поисковой операции, но уехал ни с чем. Областные власти заявляют, что поиски пропавшего самолета являются приоритетной задачей. Поэтому спустя 2,5 месяца спасатели и полиция продолжает прочесывать леса на территории предполагаемого полета Ан-2.

За два с половиной месяца (по состоянию на 22 августа),по официальным данным , опрошены 31 тыс. 331 человек, воздушное судно ищут 209 человек - сотрудники МЧС, МВД, местные охотники и 48 единиц техники. Авиация не используется с 24 июля. Спасатели обещают возобновить поиски с неба после того, как листва поредеет.

Поиски самолета ведутся на территории Свердловской области, а также велись в Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе.

Родственники пропавших пассажиров имеют свою точку зрения на организацию операции По словам людей, поиски начались с опозданием, опрос возможных очевидцев начался только на третьи сутки с момента пропажи воздушного судна. Об этом они неоднократно заявляли в открытых письмах к общественности и посланиях президенту Путину.

Родственники пассажиров пропавшего Ан-2:

Поиск пропавшего самолета велся как и 70 лет назад: с самолетов и пешими группировками. Ни о каких технических новшествах при поиске Ан-2 нам неизвестно. Мы также не знаем – проводилась ли аэрофотосъемка местности с воздуха и каковы ее результаты.На все наши обращения ответ из поисково-спасательного штаба был один: «Это не используется, мы об этом не знаем, это нереально, нам неизвестно – где это взять». Кроме того, у нас сложилось впечатление, что пеший поиск велся хаотично, без внятной и известной логики. Так, в частности, в первые дни спасателей направляли искать самолет и пассажиров вдоль автомобильных трасс и железнодорожных линий. То есть туда, где достаточно высока вероятность, что самолет и пассажиров видели свидетели, где люди с Ан-2 и сами вышли бы, будь они рядом с дорогой.

По факту исчезновения самолета Уральским следственным управлением на транспорте РФ возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц»). Росавиация лишила «Авиа-Зов» сертификата на авиационные работы, фактически отстранив компанию от полетов. Аэродром в Серове также закрыли по предписанию надзорных ведомств.

Поиски пропавшего Ан-2

В конце августа 2012 года охотникам Северного управленческого округа вместе с разрешением на охоту начали выдавать методичку, в которой сообщается о пропаже самолета Ан-2 и указываются телефоны горячей линии. Методичку о пропавшем самолете изготовил областной департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира.

Около 13,5 млн рублей из резервного фонда Свердловской области было потрачено на мероприятия по поиску людей, которые находились на борту пропавшего Ан-2. 7 млн 780 тысяч рублей было потрачено на авиационное топливо для поисковых мероприятий. Оплата авиационных работ составила 3 млн рублей. Питание участников поисково-спасательных работ составили 1 млн 111 тысяч 500 рублей. Бензин для их автомобилей - 1,68 млн рублей.

Роскосмос расширит зону поиска Ан-2

6 сентября 2012 года председатель Денис Паслер принял решение обратиться в Роскосмос, чтобы расширить зону поиска пропавшего Ан-2 в радиусе до 500 км от аэродрома вылета. Родственники предположили, что пилот мог пролететь точку невозврата и принять решение лететь до ближайшего аэродрома. Денис Паслер пообещал, что новые данные из Роскомоса поступят через три недели, и информация будет доведена до родственников в полном объеме.

Таинственное радиосообщение

4 сентября в районе поисков самолета Ан-2 бизнесмен из Нижнего Тагила зафиксировал тревожное радиосообщение. Он разобрал такую фразу: «Помогите, у нас двое раненых… Нас медведи сожрут… Там все пусто…без патронов». Кроме этого, в сообщении прозвучало название населенного пункта со словом «… революция». Следователи проверяют данную информацию. ГУ МЧС РФ по Свердловской области поручило главам всех муниципальных образований Северного управленческого округа выяснить нахождение колхоза (совхоза), населенного пункта с названием «… революция».

В конце сентября эта тайна была разгадана. На связь с нижнетагильским радиолюбителем Валентином Дегтяревым вышел его сосед. Оказалось, что сосед-радиолюбитель тестировал свой передатчик и отправлял другу сообщение, где был текст не про медведей, а про «жгут меди» и улицу Революции в Нижнем Тагиле.

Депутаты от ЛДПР также искали Ан-2

Двое депутатов Госдумы из фракции ЛДПР и Виктор Соболев отправились на поиски пропавшего Ан-2 по поручению председателя ЛДПР Владимира Жириновского , по словам которого у исчезновения самолета могут быть другие причины, кроме халатного отношения к своим обязанностям руководства аэропортов.

Владимир Жириновский:

Есть версия, что, возможно, это сделали специально. Что ожидается побег группы заключенных из близлежащей колонии, и самолет спрятан где-то в лесу, чтобы они могли после побега использовать его и улететь как можно дальше… Потому что это очень странно – никогда бесследно ничего не исчезало. Тем более, столько пассажиров. Если даже их звери растерзали, обломки самолета должны остаться, кости. А ничего нет. Значит, кто-то хорошо спрятал самолет.

27 сентября этого года вертолет Ми-8 с депутатами на борту следовал по маршруту в сторону Конжаковского камня, над озером Заречное и обратно через Павду на Екатеринбург. Однако самолет они не нашли.

Тем не менее члены ЛДПР призывают не останавливать поисковую операцию. «Мы будем искать его до тех пор, пока не найдем. Поиски прекращать нельзя», - заявил Владимир Таскаев.

Деньги, потраченные на поиски

Согласно отчету правительства Свердловской области, в спасательной операции принимали участие: ООО «Аэроурал», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр », ФГБУ «Авиационно-спасательный центр МЧС России» и негосударственное образовательное учреждение профессионального образования «Нижнетагильский авиационног-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России». Всем этим компаниям было выплачено в сумме 22,7 млн руб. за работу. Еще 4 млн было выделено им же на оплату расходов за бензин и авиатопливо.

Помимо областного бюджета на спасателей потратились и города региона. Так, Серовский городской округ потратил на оплату труда спасателей 2 млн 291 тыс. руб. и 500 тыс. – на бензин, Карпинский городской округ – 2 млн 324 тыс. на спасателей и 300 тыс. на бензин.

Неожиданная находка браконьеров

Дегтерев убеждает, что судно на фотографиях очень похоже на исчезнувшее прошлым летом. Однако эксперты уверяют, что «кукурузник» на снимках не является пропавшим в Свердловской области Ан-2: у исчезнувшего самолета крылья с внутренней стороны были белого цвета, на фотографии у самолета крылья снизу синие. На хвосте разбившегося кукурузника можно разглядеть российский триколор, у Ан-2, пропавшего в небе над Серовом, на хвосте изображения флага не было. Цвет задних крыльев тоже не совпадает – они синие вместо белых.

Последние новости о пропавшем Ан-2

4 апреля 2013 года Серовский районный суд в ходе закрытого заседания рассмотрел ходатайство супруги Ивана Чикишева, который пропал на территории Свердловской области вместе с самолетом АН-2 около 10 месяцев назад.

Суд официально признал пассажира пропавшего самолета умершим. На момент катастрофы, которая произошла около 10 месяцев назад, Ивану Чикишеву не было еще 27 лет. У него стался маленький ребенок. Как сообщает «Уралинформбюро», в суд еще не поступали подобные заявления от родственников других пассажиров АН-2.

Напомним, ночью с 10 на 11 июля 2012 года самолет вылетел из Серова в неизвестном направлении. На борту АН-2 было 12 пассажиров и пилот Хатип Кашапов. Летательный аппарат буквально исчез, его поиски начались спустя сутки, однако результатов не принесли. Снова искать «кукурузник» начнут после окончательного схода снега.

В Свердловской области нашли АН-2, пропавший год назад

Охотники на Урале нашли самолет Ан-2, который пропал в Свердловской области почти год назад, сообщает газета "Известия". Он упал всего в восьми километрах от места взлета в Серове.

Его не нашли лишь потому, что самолет рухнул в самом центре болота. Местные охотники случайно наткнулись на машину.

11 июня 2012 самолет Ан-2 вылетел, не получилв должного разрешения с аэродрома города Серова в Свердловской области. Направление его полета было неизвестно.

Больше года сведений о пропавшем самолете не было, длительные и упорные поиски на севере Свердловской области, и в соседних регионах результатов не принесли. Были даже озвучены версии угона самолета за границу.

В момент взлета на борту "кукурузника" находились 13 пассажиров, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. По некоторым данным, они находились в состоянии алкогольного опьянения и хотели "продолжения банкета" в воздухе.

Следственный комитет возобновил расследование дела о пропавшем на Урале самолёте Ан-2

Дело было возбуждено еще летом 2012 г. по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшие по неосторожности смерть более двух лиц». Теперь СКР его возобновил.

О том, что в Свердловской области местные охотники вместе с журналистами газеты «Известия» нашли в болоте обломки самолёта Ан-2, пропавшего год назад, стало известно сегодня утром.

Поисковики сообщают, что самолет найден на месте, буквально исхоженной предыдущими экспедициями, а также рассказывают, что сгоревший и разрушенный салон упавшего самолета буквально набит человеческими останкам - костями и черепами.

11 июня 2012 года самолет Ан-2 вылетел из аэропорта города Серова без разрешения наземных служб и исчез. С тех пор о «кукурузнике» никаких сведений не было, власти потратили на его поиски более 30 миллионов рублей, но все безрезультатно.

В настоящее время точно неизвестно, сколько именно человек находилось на борту. Чаще всего называется цифра в 12 пассажиров.

Семьи погибших в катастрофе АН-2 под Серовом получат по миллиону рублей

Свердловский губернатор Евгений Куйвашев поручил областному правительству оказать помощь родственникам экипажа и пассажиров, погибших в аварии самолета. Это понравилось не всем.

«Наша с вами задача установить причины происшествия, - сказал Евгений Куйвашев. - Нужно уделить максимум внимания психологическому состоянию родственников, максимально оказать им поддержку и содействие. Я даю соответствующее поручение правительству: сегодня до обеда проработать варианты социальной поддержки, в том числе, и финансовой».

Средства родственникам погибших будут выделены из резервного фонда Свердловской области. Также власти помогут семьям жертв катастрофы в их захоронении. Кроме того, возможно, денежное вознаграждение получат люди, которые обнаружили место падения АН-2. Вопрос извлечения обломков самолета будет обсуждаться с авиакомпанией Ютэйр, располагающей и транспортными вертолетами.

Как сообщил начальник свердловского МЧС Андрей Заленский, специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС начали работать с родственниками погибших еще вчера. На месте аварии продолжаются следственные действия, сообщает пресс-служба свердловского правительства.

Между тем, известие о денежных компенсациях родственникам жертв катастрофы было воспринято общественностью неоднозначно. «Вот в чем логика-то? Почему из бюджета, зачем? Ужасно злит, - написал на своей странице в facebook депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков. - Сотни людей угоняют машины в бухом состоянии и разбивают их в хлам о первый столб. Им всем давайте тоже из бюджета компенсации платить».

Евгений Куйвашев сократил выплаты семьям погибших на Ан-2 вдвое

Свердловский губернатор принял окончательное решение по поводу выплаты компенсаций родственникам жертв авиакатастрофы под Серовом. Они получат по 500 тысяч рублей из фонда губернаторских программ.

В июне родственники членов экипажа и пассажиров самолета Ан-2, потерпевшего крушение в Свердловской области, получат по полмиллиона рублей из внебюджетных источников. Это решение принял Евгений Куйвашев после своего визита в Серов, где он встретился со спасателями, следователями и семьями погибших.

«Год люди находились в постоянном стрессе. Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на здоровье родственников - оно подорвано, - отметил губернатор. - Поэтому то, что можно - помочь людям в организации похорон и какую-то сумму отдать на лечение - мы сочли нужным это сделать. Мы приняли решение из Фонда губернаторских программ, я подчеркиваю, это не бюджетные деньги, выделить семьям по 500 тысяч рублей. Безусловно, люди эти не герои, но мы с вами христиане, и нам важно помогать друг другу».

Накануне губернатор и областной премьер Денис Паслер осмотрели место катастрофы с вертолета. Они смогли лично убедиться в том, что сверху остов самолета заметить практически невозможно. По словам Евгения Куйвашева, он никогда не смог бы определить места аварии, если бы не костры поисковиков. «Безусловно, находка даст многие ответы для следствия, для того, чтобы сделать правильные выводы»,- отметил губернатор.

Опознаны двое погибших при крушении Ан-2 под Серовом

28 мая получены первые результаты молекулярно-генетических экспертиз, которые проводились над телами жертв авиакатастрофы, которая произошла в Свердловской области в июне 2012 года.

Свердловское следственное управление на транспорте продолжает расследование уголовного дела о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Первые результаты медицинских экспертиз позволили определить принадлежность останков двух из тринадцати жертв аварии, среди которых – десять мужчин и три женщины.

Идентифицировать останки удалось благодаря пробам биологического материала, которые взяли эксперты у родственников погибших. Выделив из образцов ДНК, специалисты опознали фрагменты тел брата и сестры, жителей Серова – Максима Маевского 1988 года рождения и Оксаны Маевской 1989 года рождения. Планируется сегодня переправить их тела в родной город.

Также родственникам представили на опознание порядка 20 ювелирных изделий, которые следователи нашли на месте аварии самолета. Таким образом определилась принадлежность части украшений восьми погибшим.

Как сообщает пресс-служба свердловского следственного управления на транспорте, основными версиями причин крушения Ан-2 остаются техническая неисправность самолета и ошибка пилота. Окончательные выводы будут сделаны после проведения авиационно-технической экспертизы.

Установлена принадлежность останков еще двух погибших на Ан-2 под Серовом

31 мая появились очередные результаты молекулярно-генетической экспертизы останков жертв авиакатастрофы в Свердловской области. Исследователям удалось идентифицировать двух мужчин.

Напомним, на днях были получены первые результаты экспертизы, которые проводились над телами жертв авиакатастрофы, произошедшей в Свердловской области в июне 2012 года. Удалось определить принадлежность останков двух из тринадцати жертв аварии, среди которых – десять мужчин и три женщины. Эксперты опознали фрагменты тел брата и сестры, жителей Серова – Максима Маевского 1988 года рождения и Оксаны Маевской 1989 года рождения.

Очередная экспертиза позволила установить личности двух жителей Серова - Дениса Баранова 1982 года рождения и Максима Глинских 1989 года рождения. Как отмечает пресс-служба следственного управления свердловского СК на транспорте, до сих пор личности всех идентифицированных лиц совпадают с предварительными данными о тех, кто числился погибшим при аварии.

Сейчас тела опознанных погибших переправлены в Серов, где будут выданы родственникам. Расследование уголовного дела о крушении Ан-2 продолжается. Предварительная версия причин происшествия – техническая неисправность самолета или неверные действия пилота.

Установлены личности пятого и шестого погибших на Ан-2 в Свердловской области

Экспертиза останков жертв катастрофы самолета, которая произошла около года назад под Серовом, принесла новые результаты. 3 мая 2013 удалось опознать супругов Сафоновых из Серова.

На сегодняшний день установлены личности шести погибших на Ан-2. Напомним, останки были направлены на молекулярно-генетическую экспертизу. Установить принадлежность фрагментов тел специалистам помогают пробы генетического материала, взятые у родственников погибших.

Ранее эксперты вынесли свои заключения по четверым жертвам аварии, теперь появилось еще двое опознанных. Это супруги: Антон Сафонов 1981 года рождения и Юлия Сафонова 1979 года рождения. В скором времени тела будут переправлены в Серов, где их выдадут родственникам.

Как сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СК РФ, расследование уголовного дела о нарушения правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта продолжается. Специалисты устанавливают все обстоятельства аварии.

Причины падения АН-2

В конце сентября 2013 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с самолетом RA-40312. Заключение гласит:

«Причиной катастрофы самолета Ан-2 RA-40312 явилось выполнение полета командиром воздушного судна, находившимся на высоте, значительно ниже безопасной, что привело к столкновению с деревом и дальнейшему падению самолета».

Согласно заключению экспертов, самолет был исправен, однако в числе выявленных в ходе расследования недостатков сказано, что владельцы не провели необходимых процедур и не получили разрешения на перевод Ан-2 на бензин. Другими нарушениями сотрудники МАКа признали отсутствие специального порядка оповещения о воздушном судне, терпящем бедствие. Кроме того, руководство ООО «Авиа-Зов», по мнению авторов доклада, несвоевременно проинформировало уполномоченные органы о пропаже самолета.

«Пропавший Ан-2» в публикациях DK.RU

Закрыто дело Ан-2, потерпевшего катастрофу под Серовом

Экспертам удалось идентифицировать личности седьмого и восьмого жертв авиакатастрофы, которая произошла в Свердловской области около года назад. Получены очередные данные генетического анализа.

Показать еще

Пропавший летом прошлого года самолет Ан-2 найден в 8 километрах от места взлета. Полиция подтвердила, что это то самое воздушное судно, которое взлетело с аэродрома в Серове. При этом правоохранители уже говорят, что спасателей в таких длительных поисках винить не стоит: "кукурузник" упал в болото, поэтому обнаружить его было почти нереально.

Поиски Ан-2, приписанного к аэродрому в Серове Свердловской области, завершились еще в ноябре 2012 года. Спасатели прекратили поиски, так как стало понятно, что если самолет и найдут, то уже точно не зимой под снегом. Так и получилось. 4 мая двое охотников Сергей Скрябин и Александр Кузнецов случайно забрели в район болота, которое находится посреди леса в восьми километрах от аэродрома Серов. Увидев груду металла, лежащую между деревьями, мужчины поначалу приняли конструкцию за упавшую линию электропередач. И лишь подойдя поближе, поняли, что перед ними потерпевший катастрофу самолет.

В обломках самолета были обнаружены останки пассажиров и пилота. "Останки людей лежали среди металла. Черепа и кости — все навалено в одну кучу", — рассказал Дмитрий Скрябин, участник поисковой экспедиции, которая выдвинулась на место крушения после сообщения охотников.

"Очевидно, что самолет, снизившись, задел верхушки деревьев, рухнул вниз, воткнувшись в землю. Возможно, что после столкновения с землей все находившиеся на борту оказались в одном месте: их отбросило в ту часть самолета, где мы и нашли останки. Всего мы насчитали 11 черепов, но не стали дальше раскапывать".

По словам Скрябина, на месте крушения видны поломанные деревья. Участники поискового отряда предположили, что самолет выполнял какой-то странный маневр.

"Остался только нос и хвостовая часть, а середины самолета нет вообще, видимо, от удара она развалилась", — продолжает Скрябин. "Конечно, как все было на самом деле, установит комиссия".

Поисковики подтверждают, что место, куда упал Ан-2, трудно досягаемое, и обломков не видно из-за деревьев и кустов. "Несмотря на то, что у нас были координаторы, мы полчаса ходили кругами вокруг того места и ничего не могли увидеть", — рассказывает Скрябин.

О том же самом говорят и полицейские, которые призывают не упрекать спасателей и поисковиков в том, что самолет так долго искали.

"Упреки в адрес поисковиков в том, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны", — сообщили корреспонденту "Правды.Ру" в ГУВД по Свердловской области. "Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто".

Останки погибших были упакованы в пластиковые мешки, а для транспортировки был вызван автомобиль "Урал" — пожалуй, единственное транспортное средство, которое может пробраться в тайге. Останки будут отправлены в Екатеринбург для проведения судебно-медицинской экспертизы. Самолет же пока останется на месте. Его охраняют сотрудники полиции.

Пропажа "кукурузника" стала одной из главных новостей лета 2012 года. Сразу было установлено, что борт покинул аэродром без согласования с диспетчерами и улетел нелегально. Управлял воздушным судном пилот Хатип Кашапов, в адрес которого поначалу и посыпались обвинения. Якобы 50-летний Кашапов использовал самолет для личных целей: за деньги катал туристов. В первые несколько дней самолет активно искали, выдвигались версии о том, что Ан-2 сел на каком-нибудь другом аэродроме или поле (характеристики "кукурузника" позволяют посадить борт практически на любой поверхности, — прим. Ред.), а пассажиры устроили бурную вечеринку. Однако после того как самолет буквально канул в Лету, став своеобразным "летучим голландцем", такие разговоры прекратились. Первое сообщение о том, что местонахождение самолета, возможно, установлено, поступило в сентябре.

Радиолюбитель из Нижнего Тагила обратился в МЧС и сообщил, что ему удалось перехватить радиопереговоры людей с пропавшего Ан-2. Расшифровка этого разговора появилась в интернете: "Конец двум милиционерам — здесь живут медведи. Почему никто не откликается? Если вы не придете, здесь будут голодные медведи".

Сама запись обнародована не была. Спасатели, изучив материалы, сообщили, что кроме шипения, на пленке ничего разобрать невозможно, а единственный человек, которому удалось разобрать на записи человеческую речь, сам радиолюбитель.

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

На месте катастрофы Ан-2, пропавшего 11 месяцев назад в Свердловской области, продолжают работать следственные бригады. К ним присоединились представители Росавиации и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Версии гибели «кукурузника» множатся в геометрической прогрессии. Специалисты говорят о человеческом факторе, а также о технических неполадках, в частности - о возможной неисправности бензиномера и утечке топлива.

«МК» связался с Леонидом ПОПОВЫМ, единственным летчиком-наблюдателем, кто работал вместе с погибшим экипажем Хатипа Кашапова на всех 10 лесоохранных вылетах в Серове в мае-июне 2012 года. Опытный летнаб не исключает, что самолет мог упасть от перегруза.

– Падение Ан-2 - это стечение трагических обстоятельств, одним из которых мог быть перегруз, - говорит летчик-наблюдатель Серовского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов, 44-летний Леонид Попов. - Самолетик был старенький, можете представить какой у него был движок и сколько раз он ремонтировался. 13 человек на борту - для такой машины «с пробегом» очень и очень много. Для нового «кукурузника» такое количество пассажиров - предел, это при том что раньше заливали нормальный авиационный бензин, 91-й. А тут бензин был не самолетный. Впрочем, летали без происшествий, экипажем - три человека: 2 пилота и летчик-наблюдатель. КВС Хатип Кашапов был очень опытный пилот, из старой гвардии, советской закваски, хорошо знал технику, буквально «кожей» чувствовал самолет. Прошлый сезон они с экипажем отлично отработали в Ленинградской области. Мы с Хатипом успели подружиться, были, как говорится, «в одной лодке».

Что заставило командира подняться в тот роковой вечер в воздух без помощника, остается загадкой. Версия перегруза кажется вполне правдоподобной, если вспомнить, что свидетели взлета 11 июня говорили о том, что «кукурузник» при наборе высоты задел шасси кусты на краю аэродрома.

Леонид Попов с генеральным директором авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олегом Золиным были первыми, кто на следующий день вылетел на поиски пропавшего Ан-2.

– Искали самолет в район Кытлыма. Высматривали прежде всего дымы, костры, огонь. Внизу летом в наших местах – сплошная зеленая пелена, тайга. Хорошо видно дымы. Даже тоненькую струйку от костра при хорошей погоде видно за 20-30 километров. Там на борту был наш бывший летнаб-инструктор Юрий Соболев, уж он-то знал, как подать знак, чтобы увидели с воздуха. В километрах 15 от Кытлыма заметили задымление. Потом выяснилось, что в этом районе работали лесорубы.

Самолет найден в 22-23 квартале (квартал - разбивка леса на прямоугольники со сторонами 1 на 2 км - ред.) Вы осматривали Катасьминские болота сверху?

Там тайга сменяется участками трясины и небольшими озерцами. Под густыми кронами деревьев летом мало что видно. Ветер подул, нагнул дерево и все, проскочили нужное место. Это даже не секунда, а доли секунды. Поисковый самолет летит на большой скорости, пролетает участки быстро. Ан-2 в длину - около 12 метров, а сосны там и ели - под 30 метров.

По мнению летчика-инструктора Олега Золина, к авиакатастрофе могло привести некое происшествие в салоне воздушного судна, которое вызвало пожар на борту.

Не исключено. Это «аннушка» может сгореть в воздухе за 19 секунд. Мы ведь не знаем, что там могло случиться на борту. В обычном полете все пассажиры сидят смирно на своих местах. А тут молодые ребята, компания. Вдруг захотели что-то посмотреть, сгрудились на одном борту... Пилоту бывает трудно одному выравнять борт. Потому - то и летают вдвоем: КВС и второй пилот.

- В кабине пилота нашли останки еще одного человека. Хатип Кашапов мог дать одному из пассажиров «порулить»?

Как говорили очевидцы, в кабину к КВС сел сторож аэродрома, бывший летнаб Юрий Соболев. У нас ведь как: если катастрофа, есть жертвы, то все валят на пилота, он виноват. Если авария – на техника.

По одной из версий, отрабатываемых следствием, самолет Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после его падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Часть самолета - фюзеляж и мотор - находятся на некотором углублении в земле и, к тому же, скрыты водой. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели.

Самолет найден, а вопросы остаются. До сих пор не ясна траектория падения Ан - 2. На «кукурузнике» было 700 литров бензина. Он упал в 8 км от аэропорта. Почему ни охотники, ни садоводы не заметили зарево горящего топлива? Почему авиатехник оставшийся на аэродроме не увидел черного дыма? Как уверяет Олег Золин, там «с вышки видимость в ясный день – 10 километров». Казалось бы, при таком пожаре на месте катастрофы должны были выгореть все деревья. Но очевидцы утверждают, что прямо из-под груды металла пробиваются зеленые елочки.

Чтобы вывезти обгоревшие детали самолета, через болота в срочном порядке прокладывают дорогу.

МЕЖДУ ТЕМ

Вертолет «Ми-8», принадлежащий МЧС России, с почти двумя тоннами взрывчатки на борту потерпел крушение в Иркутской области. По предварительным данным, погибли 9 человек - их тела разглядели поисковики лежащими на льдине рядом с потерпевшим крушение вертолетом, который перевозил взрывчатку и специалистов для проведения работ по улучшению паводковой ситуации, сложившейся на реке Нижняя Тунгуска.

В 12.54 мск вертолет, на котором летели 9 человек вместе с членами экипажа, последний раз вышел на связь, а потом пропал. А в 14.38 в 7 км северо-западнее поселка Преображенка Катангского района с воздуха были обнаружены его останки. Вертолет разбился, причина пока уточняется, - рассказал «МК» начальник управления информации МЧС России Олег Воронов.

Источник в местных правоохранительных органах рассказал, что полиция получила информацию об обнаружении, предположительно, останков разбившегося вертолета и погибших людей от одной из групп, вылетевших на поиски пропавших.

Поисковый вертолет приземлился в двух километрах от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине, - рассказал источник.

Пока мы не можем сказать, погибли ли все, кто находился в вертолете, - сообщили «МК» в МЧС. - Поисковая группа обнаружила вертолет, но спасательный отряд пока не подошел, возможно, кто-то и выжил. Среди тех, кто находился внутри, - пять спасателей во главе с врио начальника регионального управления МЧС Станиславом Омельянчиком и три члена экипажа.

Как пояснили в ведомстве, в вертолете находился дополнительный отряд спасателей ГУ МЧС по Иркутской области, которому пришлось срочно вылететь в район села Преображенка из-за резкого подъема уровня воды на реке Нижняя Тунгуска. На реке образовались ледяные заторы - и поселку угрожало наводнение. Подрывные работы стояли в планах, но из-за резко ухудшившейся обстановки было принято решение провести их раньше, чтобы обезопасить население. На борт вертолета было загружено около 1920 тонн взрывчатки. Руководить подрывами льда должен был главный специалист местного центра МЧС Игорь Черыгин, который также находился в вертолете.

История мировой авиации полна тайн и загадок.

Ан-2. Фото Игоря Костина, РИА Новости


Уральское следственное управление на транспорте СКР приостановило расследование уголовного дела о нарушении правил безопасности, возбужденного из-за исчезновения самолета Ан-2, сообщила пресс-секретарь ведомства Марина Бубкина. Напомним, Ан-2 авиакомпании «АВИА-ЗОВ» улетел в неизвестном направлении с посадочной площадки города Серов 11 июня, на борту находились пилот и 12 пассажиров. Следствие ранее возбудило по факту пропажи самолета уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Следователи возобновят расследование, если будут какие-либо основания для этого, например, появится дополнительная информация или спасатели найдут самолет.


История пропавшего Ан-2 отнюдь не уникальна. Несмотря на то, что авиационная поговорка уверяет, что не бывает самолетов, не вернувшихся на землю, случаи исчезновения происходят довольно регулярно. Весь путь развития авиации полон тайн и загадок, которые не раскрыты по сей день, хотя розыск тех или иных лайнеров идет зачастую десятки лет. Вот лишь несколько самых известных примеров таких исчезновений

Амелия Эрхарт

Американка Амелия Эрхарт, ставшая первой женщиной, перелетевшей Атлантику, была настоящим фанатиком летного дела. Незадолго до своего 40-летия Амелия в 1937 году предприняла попытку совершить кругосветный перелет на двухмоторном легком самолёте «Локхид-Электра». Сопровождал Амелию штурман Фред Нунан. К началу июля Эрхарт с Нунаном благополучно преодолели 80 процентов маршрута. 2 июля они вылетели из Лаэ в Папуа-Новой Гвинее в сторону маленького острова Хоуленд. Связь с самолетом Эрхарт то появлялась, то пропадала, однако за несколько минут до предполагаемой посадки исчезла окончательно. ВМС США начали поисково-спасательную операцию, которая оказалась самой дорогой в истории флота.

Тем не менее, ни экипаж, ни самолет обнаружены не были. Различные версии того, что случилось с Амелией Эрхарт, выдвигаются и по сей день.

Сигизмунд Леваневский

Советский летчик Сигизмунд Леваневский стал одним из первых в истории героев Советского Союза за участие в спасении экипажа парохода «Челюскин» в 1934 году. Один из главных асов сверхдальних перелетов, Леваневский планировал повторить перелет Валерия Чкалова через Северный полюс в США. 12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс на Аляске. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана.

СССР и США предприняли активные поиски самолета, но ничего обнаружить не удалось. Уже более 70 лет в прессе регулярно появляются новые версии о том, что именно произошло с самолетом Леваневского, достоверных данных получить не удалось.

Гленн Миллер

Знаменитейший американский музыкант 1930-1940-х годов Гленн Миллер был хорошо известен и в СССР благодаря фильму «Серенада Солнечной долины». В годы Второй Мировой войны Миллер создал Армейский оркестр военно-воздушных сил, с которым он выступал на военных базах союзников в Англии, а также на радио Би-Би-Си.

Уже после освобождения Парижа от нацистов Гленн Миллер должен был вылететь на континент. 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на одномоторном самолёте «Норсман С-64» с авиабазы «Твинвуд Фарм». Самолёт, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолета не были найдены.

Версий исчезновения музыканта было предостаточно – то Миллера якобы уничтожили по личному приказанию Гитлера, то якобы на самом деле он умер в парижском борделе, а история с самолетом – лишь спасение его репутации. Была даже версия, что Гленн Миллер был агентом НКВД, который инсценировал свое исчезновение, и обнаружился в СССР как… глава КГБ Юрий Андропов! Наиболее же вероятно, что самолет Миллера стал жертвой английских бомбардировщиков, сбрасывавших бомбы над Ла-Маншем.

Но, так или иначе, ни одна из версий не имеет материальных подтверждений. Самолет Гленна Миллера по-прежнему в списке без вести пропавших.

Торпедоносцы

Один из самых загадочных эпизодов в истории мировой авиации произошел 5 декабря 1945 года, когда пять американских торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер», вылетевших на учебное бомбометание с базы Форт-Лодердейл по совершенно стандартному и десятки раз отработанному маршруту, бесследно исчезли над океаном. В тот же день исчез спасательный гидросамолетаPBM-5 Мартин «Маринер», высланный на розыск торпедоносцев.

Активные усилия по поиски самолетов не принесли никаких результатов. История исчезновения торпедоносцев дала богатую пищу фантастам и уфологам, «подозревавшим» Бермудский треугольник и НЛО в причастности к инциденту. Но ни одна из версий так и не получила по сей день убедительного подтверждения.

Стив Фоссет

Американский бизнесмен и экстремал Стив Фоссет увлекался парусными гонками, воздушными шарами и самолетами. В этих дисциплинах на его счету было более сотни рекордов. Кроме того, он вплавь переплывал Ла-Манш, гонялся на собачьих упряжках и участвовал в автогонках. В 2002 году Фоссет облетел Землю на воздушном шаре, а в 2005 году совершил первый в истории беспосадочный одиночный кругосветный полет на самолете.

Фоссета ничто не пугало. Но в сентябре 2007 года он вылетел на одномоторном самолете с аэродрома в Неваде, планируя провести поиски площадки для гонок на скорость. В расчетное время назад миллионер не вернулся. Его поиски принесли неожиданные результаты – было обнаружено семь самолетов, ранее пропавших без вести, но самого Фоссета найти не удалось.

В отличие от своих предшественников, Фоссету в каком-то смысле повезло. 14 месяцев спустя туристы на восточных склонах хребта Сьерра-Невады случайно обнаружили место его гибели. Останки бизнесмена удалось опознать лишь благодаря экспертизе ДНК.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.